ФГБНУ НЦПЗ; Аутизм в детстве

ФГБНУ НЦПЗ; Аутизм в детстве

Расстройства аутистического спектра (РАС)

Основные факты

Расстройства аутистического спектра (РАС) проявляются в диапазоне состояний, которые характеризуются определенным нарушением социального поведения, коммуникации и вербальных способностей и сужением интересов и деятельности, которые одновременно специфичны для индивидуума и часто повторяются.

Расстройства аутистического спектра начинаются в детстве и сохраняются в подростковом и взрослом возрасте. В большинстве случаев эти состояния проявляются в первые 5 лет жизни.

РАС часто сопровождаются другими нарушениями, в том числе эпилепсией, депрессией, тревожным состоянием и гиперактивным расстройством с дефицитом внимания. Интеллектуальный уровень крайне варьируется: от тяжелого повреждения до высоких когнитивных способностей.

Эпидемиология

По оценкам, один ребенок из 160 детей в мире страдает расстройством аутистического спектра. Эта оценка является усредненной цифрой, и сообщаемая распространенность значительно варьируется между исследованиями. Однако в некоторых хорошо контролируемых исследованиях сообщаются существенно бóльшие цифры. О распространенности РАС в странах с низким и средним уровнем дохода на сегодняшний день неизвестно.

Судя по эпидемиологическим исследованиям, проведенным за последние 50 лет, распространенность РАС по-видимому возрастает во всем мире. Существует много возможных объяснений этого очевидного роста, включая возросшую информированность, расширение диагностических критериев, совершенствование средств диагностики и отчетности.

Причины

Согласно имеющимся научным данным, возможно существует много факторов, повышающих вероятность появления у ребенка РАС, в том числе факторы окружающей среды и генетики.

Имеющиеся эпидемиологические данные однозначно указывают на отсутствие причинной связи между расстройствами аутистического спектра и вакциной от кори, паротита и краснухи. Было обнаружено, что предыдущие исследования, указывавшие на наличие такой причинной связи, имели методические недоработки (2,3).

Точно так же не существует и фактов о том, что какая-либо детская вакцина может повысить риск расстройств аутистического спектра. Обзоры фактических данных о потенциальной связи между консервантом тиомерсал и адъювантами алюминия, содержащимися в инактивированных вакцинах, и риском развития РАС убедительно свидетельствуют о том, что вакцины не повышают риск развития РАС.

Оценка и ведение пациентов

Для содействия оптимальному развитию и благополучию людей с РАС важно принимать меры в раннем детстве. Рекомендуется проводить мониторинг развития детей в рамках регулярного оказания медицинской помощи матерям и детям.

После выявления детей с РАС важно обеспечить для них и их семей предоставление информации и услуг, направления к специалистам и практическую поддержку с учетом их индивидуальных потребностей. Способов вылечить РАС на сегодняшний день нет. Однако психосоциальные мероприятия на основе фактических данных, например, поведенческая терапия и программы обучения для родителей и других лиц, обеспечивающих уход, могут ослабить затруднения в коммуникациях и социальном поведении, оказав положительное воздействие на благополучие и качество жизни личности.

П отребности людей с РАС в медицинской помощи являются сложными и требуют комплекса интегрированных услуг, включая содействие укреплению здоровья, оказание помощи, реабилитационные услуги и сотрудничество с другими секторами, такими как система образования, сфера занятости и социальный сектор.

Меры воздействия на людей с РАС и другими нарушениями развития должны сопровождаться более широкими мероприятиями, с тем чтобы придать их физической и социальной среде и взаимоотношениям более доступный, инклюзивный и благоприятный характер.

Социальные и экономические последствия

Расстройства аутистического спектра могут существенно ограничить способность человека осуществлять повседневную деятельность и участвовать в жизни общества. РАС часто негативно влияют на образовательные и социальные достижения человека, а также возможности найти работу.

Хотя некоторые лица с РАС способны жить самостоятельно и продуктивно, другие страдают тяжелыми нарушениями и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке.

РАС часто порождают значительное эмоциональное и экономическое бремя для людей с этими расстройствами и их семей. Уход за детьми с тяжелыми проявлениями этих нарушений может быть обременительным, особенно в условиях, когда услуги и поддержка являются недостаточными. Поэтому расширение прав и возможностей лиц, осуществляющих уход за детьми с РАС, все шире признается в качестве критически важного компонента мероприятий по уходу за такими детьми.

Права человека

Люди с РАС часто сталкиваются со стигматизацией и дискриминацией: их права несправедливо ущемляются в сфере медицинского обслуживания и образования, их возможности участвовать в жизни местных сообществ сужаются.

У людей с РАС возникают те же проблемы со здоровьем, что и у населения в целом. Кроме того, у них могут существовать конкретные потребности в медицинском обслуживании, связанные с РАС и другими сопутствующими состояниями. Они могут быть более уязвимы в отношении возникновения хронических неинфекционных нарушений из-за таких поведенческих факторов риска, как отсутствие физической активности и неправильные привычки в питании, и подвергаются большему риску насилия, травматизма и плохого обращения.

Людям с РАС необходимы доступные медицинские услуги для удовлетворения общих медицинских потребностей, как и остальному населению, в том числе услуги по улучшению состояния здоровья и профилактике, а также лечение острых и хронических заболеваний. Тем не менее по сравнению с населением в целом, люди с РАС имеют более высокие показатели неудовлетворенных медицинских потребностей. Они более уязвимы во время гуманитарных чрезвычайных ситуаций.

Общим препятствием являются недостаточные познания поставщиков медицинского обслуживания о РАС и заблуждения.

Резолюция ВОЗ о расстройствах аутистического спектра (WHA67.8)

В мае 2014 года 67-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла резолюцию «Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра», которую поддержали 60 стран.

Резолюция призывает ВОЗ сотрудничать с государствами-членами и учреждениями-партнерами в целях укрепления национального потенциала для решения проблем, связанных с РАС и другими нарушениями развития.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ и ее партнеры признают необходимость укрепления возможностей стран содействовать оптимальному состоянию здоровья и благополучию всех лиц с нарушениями аутистического спектра.

Усилия сосредоточены на том, чтобы:

  • содействовать укреплению приверженности стран и международной информационно-разъяснительной работе в отношении аутизма;
  • обеспечивать руководящие принципы относительно разработки мер политики и планов действий по решению проблемы РАС в более широких рамках обеспечения психического здоровья и помощи инвалидам;
  • способствовать получению фактических данных об эффективных и масштабируемых стратегиях оценки и лечения РАС и других нарушений развития.
Читайте также:  Сивак – зубочистка из дерева арак Ислам в Дагестане

ВОЗ, в консультации с экспертами, ассоциациями родителей и организациями гражданского общества, разработала программу обучения родителей, которая в настоящее время тестируется на местах.

Источники

(1) Mayada et al. Global prevalence of autism and other pervasive developmental disorders. Autism Res. 2012 Jun; 5(3): 160–179.

Виды аутизма

Синдром отказа, процессуальный аутизм и атипичный детский психоз представлены ниже.

1) Психогенный аутизм. Синонимы: депривационный аутизм, экзогенный аутизм, реакция отказа, реакция на сепарацию, синдром сепарации с матерью. Расстройство впервые описал G. Nissen (1975) под названием «психогенный парааутизм» у детей 3–4 лет, лишенных матери и воспитывающихся в детском доме (Башина В.М., 2012).

У детей-сирот, особенно пребывающих в доме младенца с рождения, постепенно формируются безучастность, апатия, пассивность, наблюдаются плаксивость, страхи, бедность и однообразие позитивных эмоциональных проявлений, а также отсутствие живой реакции на зов, новых людей и смену обстановки. Пациенты предпочитают однообразные игры манипулятивного характера, играют молча и в одиночку. Инициативы детей к игре, общению, другим занятиям быстро истощаются. Дети обычно астенизированы. Часто наблюдаются стереотипии поведения (сосание пальца и др.).

Периоды бесцельного однообразного возбуждения в виде бега, иногда по кругу и в одну какую-то сторону, сменяются бездействием, в котором пациенты принимают характерные позы: они съеживаются, опускают голову, приводят руки к груди или закрывают ладонями лицо; взгляд при этом отрешен и обращен как бы внутрь себя. Наблюдаются разнообразные соматовегетативные нарушения: снижение веса, плохой аппетит, расстройства со стороны ЖКТ, нарушения терморегуляции и др., а также психосоматические расстройства (нейродерматит, аллергические реакции, экзема). В связи с психогенным или иным иммунодефицитом дети часто болеют простудными и инфекционными заболеваниями, при этом болезни протекают тяжело и приобретают хронический характер.

У 75–80% пациентов выявляется задержка интеллектуального развития. В благоприятных условиях воспитания и обучения они показывают более высокие показатели умственного и эмоционального развития, нежели дети с синдромом Каннера и умственно отсталые.

Терапия. Единственный шанс на спасение таких детей – благополучная в психическом и нравственном отношении приемная семья, исход бывает тем лучше, чем раньше ребенок попадает в хорошие руки.

Катамнез. К 6–8 годам проявления аутизма сглаживаются или нивелируются. В большинстве случаев формируется особый дефицитарный тип личности со снижением просоциальной мотивации поведения и часто с задержкой умственного развития.

2) Детский аутизм процессуальный (ДАП). Имеется в виду, указывает В.М. Башина (2012), психоз, начинающийся в раннем детстве (0–3 года жизни). Началу психоза предшествует нормальное, искаженное или задержанное развитие. Провоцировать начало ДАП могут психогения, соматогения, он может развиться и аутохтонно, без видимых внешних причин.

Болезнь дебютирует вялостью, отрешенностью, аутизмом, которые перемежаются с симптомами кататонического возбуждения (гримасничание, кривляние, прыжки, манежный бег, вычурные позы, атетозоподобные движения кистями, пальцами, манерная походка, хождение боком, с выпрямленными в коленях ногами, карабкание на высоту, импульсивные действия и т. п.). Указанные моторные акты носят стереотипный характер, что рассматривается как возможное проявление дисфункции стриопаллидарной системы, других подкорковых структур. Выявляются также признаки активного и пассивного негативизма: ребенок отказывается есть, отвечать на вопросы, отталкивает игрушки, вырывается из рук матери. В поведении выявляются также признаки амбивалентности, когда, например, ребенок обнимает мать и в то же время кусает ее.

Нарушается речь. Ребенок может неожиданно закричать, произносить невнятные горловые звуки, нередко возникает мутизм или пациент громко разговаривает, ни к кому конкретно не обращаясь (коллективный монолог).

Длительность психоза составляет до 38 месяцев. На отдаленных этапах процесса двигательное возбуждение сменяется проявлениями гиперактивности, колебаниями настроения. Постепенно возвращаются аппетит, интерес к отдельным игрушкам, частично восстанавливается коммуникативная речь, хотя сохраняются элементы стереотипии движений. Частично восстанавливается интерес к происходящему, общению со сверстниками. Периодически, однако, повторяются состояния кататонического возбуждения. Возникают также страхи, тревога, отмечаются элементарные обманы зрения.

Выход из психоза постепенный. Исходы расстройства могут быть разные: остановка психического развития, формирование выраженной личностной патологии, глубокие дефицитарные формы психической патологии с задержкой умственного развития или резидуальной продуктивной психопатологической симптоматикой. Четкие критерии разграничения с ранней шизофренией отсутствуют, как и данные об отдаленном катамнезе пациентов. Единственное и достаточно сомнительное отличие шизофрении от процессуального аутизма усматривается в том, что при ранней шизофрении в доманифестном периоде в большинстве случаев наблюдается «относительно нормальное развитие».

3) Атипичный детский психоз (АДП). Термин «атипичный» не поясняется, не сообщается, с каким «типичным» психозом АДП сравнивается. Заболевание начинается обычно аутохтонно в возрасте 3–5 лет после периода нормального, стигматизированного или искаженного психического развития. В клинической картине преобладают продуктивные психопатологические симптомы: неврозоподобные, аффективные, кататонические, кататоно-гебефренные, кататоно-регрессивные или полиморфные симптомокомплексы. Негативные симптомы представлены искаженным личностным расстройством, задержанным дезинтегративным дизонтогенезом.

АДП с полиморфными расстройствами начинается обычно с неустойчивости настроения. При этом могут быть неврозоподобные симптомы, раздражительная слабость, «примитивные» навязчивости, истериформные реакции. Обнаруживаются опасения, подозрительность, иногда – нарушения самовосприятия с отчуждением собственного Я и подменой его другой, воображаемой персоной. В поведении бывают игровые перевоплощения, беспокойство. При утяжелении процесса возникают приступы возбуждения с метанием, агрессией, аутоагрессией, импульсивностью. Дети сбрасывают с себя одежду, раскидывают пищу, топчут игрушки, не узнают близких, пугаются матери, отказываются есть, пить. На высоте психоза возникают растерянность, аллопсихическая дезориентировка, субступор, явления восковой гибкости, симптом воздушной подушки.

Спустя 1–3 недели субступор прерывисто сменяется вялостью, апатией, симптомами регресса. В последующем развиваются смешанные аффективные состояния, возможны состояния депрессии, гипомании, быстро меняющиеся местами, а также состояния тревоги, страха.

Читайте также:  Аллергический контактный дерматит

По выходе из психоза наблюдается изменчивость настроения. В поведении выявляется феномен «пустого аутизма»: дети малоактивны, погружены в себя, ограничивают контакты с окружающими, их игра обеднена и стереотипна. Возможны также изменения речи, мышления. В целом психоз длится до 12 месяцев, редко – больше. Приступы психоза иногда повторяются, усложняются в плане симптоматики, при этом могут возникать идеи, близкие чувственному бреду значения, бреду инсценировки, бреду двойников, зрительные обманы, акоазмы. В последующем, по выходе из приступов психоза, формируются психопатоподобные изменения личности, выявляются фазовые колебания настроения и активности, астенические расстройства, навязчивости, расторможенность влечений, явления регрессии. Возможны остаточные кататонические симптомы.

АДП с преимущественно кататонической симптоматикой характеризует частая смена состояний кататонического возбуждения состояниями акинезии, причем последние протекают без явных ступорозных симптомов, хотя и могут быть непродолжительные эпизоды застывания, восковидной гибкости или даже ступора с оцепенением. Длительность кататонических психозов достигает 30 месяцев и более. Надолго растягивается и выход из психоза (иногда на годы). В это время обнаруживаются выраженные признаки аутизма, расстройства самоосознавания, эмоциональное оскудение, черты физического инфантилизма, но на первый план выступают задержка умственного развития, нарушения речи (вплоть до полной ее утраты). В двигательной сфере выявляются стереотипии, в личностной сфере – глубокие нарушения дефицитарного типа.

Дифференциально-диагностические критерии АДП и шизофрении (другого психоза) формулируются неопределенным образом, сведений об отдаленном катамнезе не приводится.

У ребёнка аутизм? Мы знаем, как Вам помочь! Позвоните нам

Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма

Анагиз Аминова
Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии образования и развития

Тема: «Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма»

студентка 4курса,группа 6454ППО направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»,профиль: «Педагогика и психология инклюзивного образования»

Аминова Анагиз Камалутдиновна

Тема: «Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма»

Характеристика ребенка с РАС.

Признаки раннего детского аутизма проявляются избирательно и непостоянно и не определяют основную специфику аномального развития. Одним из основных признаков РДА является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям.Выделяют следующие речевые нарушения:

— нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, не связана с ситуацией и окружением;

— Оторванность такого ребенка от мира, сказывается на его самосознании;

— Стереотипность речи, склонность к словотворчеству, почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий.

Другим признаком аутизма являются трудности формирования поведения. В основном это расторможенность, несобранность, отвлекаемость. Подобное поведение называется «полевым». Предмет притягивает аутичного ребенка к себе, взрослый же должен сам направлять действия этих сил, в противном случае его требование и желание ребенка будут идти вразрез.

Контакт со взрослыми требует от аутичного ребенка огромного напряжения, ему действительно трудно сосредоточиться, вследствие чего наступает перенапряжение. В результате нарушается психическое развитие и социализация. Клиническая картина синдрома Каннера окончательно формируется между 2-3 годами жизни и в течение нескольких лет (до 5-6 летнего возраста) наиболее выражена. Затем ее своеобразные патологические черты нередко сглаживаются. Аутизм с аутическими проявлениями – это исходная трудность установления контакта внешним миром и поэтому вторично выработанные реакции — избегание контактов.

Аутизм может проявляться как пассивный уход, безразличие,при этом может быть избирательность в контактах: общение только с одним человеком, и полная зависимость от него — «симбиотическая связь». Контакт с миром осуществляется через этого человека. Наблюдается так же тенденция к сохранению постоянства, стереотипов. u1069 Это своего рода приспособление ребенка к своим трудностям. Аутичный ребенок склонен к аутостимуляциям,таким как: бег по кругу, раскачивание и т. д. Эти движения усиливаются когда ребенок боится чего — либо. Аутичный ребенок не выполняет инструкций, игнорируя их, убегая от взрослого и делая все наоборот. Но все — таки при правильной коррекции у таких детей удается достичь видимых результатов.

Можно выделить основные причины возникновения РДА:

— это могут быть врожденные патологии нервной системы;

— ранние психические травмы;

— неправильное, холодное отношение родителей к ребенку;

— недостаточность центральной нервной системы (врожденная аномальная конституция, органические поражения ЦНС и т. д.)

Диагностика раннего детского аутизмабазируется на выраженных в большей или меньшей степени основных специфических признаках: уход в себя, нарушение коммуникативных способностей, проявление стереотипии в поведении, различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке, боязнь телесного (зрительного) контакта, характерное особое нарушение развития речи (эхолалия при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи, раннее проявление патологии психического развития.

Невозможность адекватного реагирования на окружающую среду приводит к тому, что для ребенка наиболее значимыми становятся как задачи активной адаптации к миру, так и задачи защиты и саморегуляции. Это приводит к искажению в развитии психических функций ребенка с РДА.

Степень нарушения психического развития при аутизме может значительно различаться. Интеллектуальное развитие ребенка с РДА имеет свои особенности. Некоторыми исследователями установлено, что у большинства этих детей наблюдается отставание в интеллектуальном плане, но у некоторых интеллект сохраняется. Считается, что нарушение познавательной деятельности является вторичным результатом поведения этих детей, которое в значительной мере препятствует формированию интеллектуальных функций.

Аутичный ребенок может быть как умственно отсталым, так и высокоинтеллектуальным, парциально одаренным, но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков. Подобный тип психического дизонтогенеза В. В. Лебединский (1985) выделил как искаженное развитие.

Читайте также:  Народные средства от аденомы простаты самые эффективные рецепты, отзывы о лечении

О. С. Никольской в 1985 — 1987 годах выделены четыре основные группы раннего детского аутизма. Критериями деления избраны характер и степень нарушения взаимодействия с внешней средой — по существу, тип самого аутизма.

1-я группа — дети с отрешенностью от внешней среды

Относящиеся к этой группе дети характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Они наиболее тяжелы в проявлениях аутизма: не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения. У них не наблюдаются стереотипные действия, нет стремления к поддержанию привычного постоянства окружающей среды. В первые годы жизни этих детейотличают следующие признаки: застывший взгляд, отсутствие ответа на улыбку матери, отсутствие чувства голода, холода, реакции на боль. Они не требуют внимания родителей, хотя полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания, примитивной игрой. Нередко подозреваются в глухоте или слепоте из-за того, что не откликаются на зов, не оборачиваются на источник звука, не следят взглядом за предметом. Эти дети мутичны. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у таких детей могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

2-я группа — дети с отвержением внешней среды

Они более активны,чем дети 1-й группы: избирательно контактны со средой, реагируют на холод, голод, боль, им свойственны переживания удовольствия и неудовольствия. Страхи перед окружающим у них сильнее, чем у других детей с ранним детским аутизмом. При изменении привычной окружающей обстановки у таких детей наблюдаются аффекты, страхи, протест, плач.С тревогой и многочисленными страхами могут бороться аутостимуляцией положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи руками, раскачивания, перебежки и т. д., речевых (скандирование слов, стихов, эхолалия, сенсорных (самораздражние зрения, слуха, трясение тряпочек, веревочек, закручивание шнурков и т. д.).

Таким образом, они заглушают неприятные воздействия извне. У детей отмечается однообразие игры, задержка в формировании навыков самообслуживания, возможны двигательные возбуждения (вспышки агрессии, паническое бегство без учета опасности). Обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, речевые штампы. Часто наблюдается примитивная «симбиотическая» связь с матерью, основанная на необходимости ежеминутного ее присутствия. При адекватной длительной коррекции дети 2-й группы могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной (иногда в массовой) школе.

3-я группа — дети с замещением внешней среды

Эти дети имеют более сложные формы защиты от переживаний и страхов, выражающиеся в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Их поведение ближе к психо-патоподобному. Для них характерна более развернутая монологическая речь, однако к диалогу такие дети не способны. Низка способность к сопереживанию, эмоциональные связи с близкими недостаточны.Возможны вспышки агрессии как способ обратить на себя внимание: могут хватать за волосы, за лицо. Лучше адаптированы в быту, без больших затруднений осваивают навыки самообслуживания. Дети 3-й группы при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

4-я группа — дети со сверхтормозимостъю окружающей средой.

У детей этой группы менее высок аутистический барьер, меньше патология аффективной и сенсорной сфер.Более выражены неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пассивность, пугливость в контактах, сверхосторожность. Активно усваивают поведенческие штампы, формирующие образцы правильного социального поведения. Игра тихая и малоподвижная. Особенно чувствительны к отрицательному отношению взрослых, резкой форме замечаний. Их настроение и поведение зависят от эмоционального состояния близких. Уходят от контактов при изменении стереотипов. Любят природу, нежную музыку, мелодичные стихи. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность. Дети 4-й группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев — обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Такое наличие вариантов с различной клинико-педагогической картиной, социальной адаптацией, прогнозом требует и дифференцированного коррекциоинного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического.

Коррекционная работа с детьми с проявлениями раннего детского аутизма строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Учитывается клинический диагноз, данные психолого-педагогического изучения (уровень познавательных процессов и личностные характеристики). Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность.

Консультация «Аутизм. 2 апреля день аутизма» 2 апреля- Всемирный день распространения информации об аутизме. С 2008 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 АПРЕЛЯ Всемирным днем.

Характеристика на воспитанницу детского сада Характеристика на Машу. К Длительность посещения образовательного учреждения Детский сад девочка посещает с сентября текущего года, в возрасте.

Характеристика на воспитанника детского сада. Характеристика воспитанника муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Карабашского детского сада общеразвивающего.

Характеристика на воспитанника детского сада Педагогическая характеристика на воспитанника Иванову Алису Федоровну МБДОУ №5 «Солнышко» Ф. И. О. ребенка Иванова Алиса Федоровна Дата.

Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти Классификация по зависимости её характеристик от особенностей деятельности.

Консультация для родителей «Знакомство детей с разными видами этикета» Этикет – это правила, которые человек должен выполнять в обществе при определнных обстоятельствах (какими формулами вежливости.

Презентация проекта «Классификация детского экспериментирования» Достоинства метода экспериментирования: способствует формированию интегративных качеств:любознательный, активный; эмоционально отзывчивый;.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР: -ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой.

Синдром раннего детского аутизма. Его особенности Ранний детский аутизм – это психопатический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: классификация и краткая характеристика Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Цель: сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учетом индивидуальных.

Ссылка на основную публикацию
Ушиб руки что делать при сильном ушибе при падении или ударе, опухла рука, как лечить в домашних усл
Что делать при ушибе руки Травма руки —, достаточно частое явление. При падении человек выставляет верхние конечности инстинктивно, чтобы опереться...
Учебно методический комплекс дисциплины к урс (стр
Перечень тестов для студентов. Раздел «артросиндесмология» Какой раздел анатомии изучает соединения костей? Главная > Документ Информация о документе Дата добавления:...
Ученые заявили, что из-за использования смартфонов у людей начала меняться форма черепа ⭐️ MAXIMONL
Ученые заявили, что из-за использования смартфонов у людей начала меняться форма черепа Пощупай голову чуть выше затылка. Если нашел там...
Ушные капли — недорогие и эффективные (список с ценами)
Ушные капли в Москве На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.Для перехода на сайт нажмите "В магазин" На сайте продавца...
Adblock detector