Негативные последствия конфликтов в семье семейные конфликты и дети

Негативные последствия конфликтов в семье семейные конфликты и дети

Семейные конфликты и дети

В большей степени, чем сами супруги от конфликтов страдают дети.

Ребенок вынужден становиться свидетелем родительских ссор, что само по себе очень травматично. В некоторых семьях, помимо наблюдающей функции, ребенок дополнительно выполняет функцию громоотвода, становясь объектом для выплескивания на него родительского раздражения, либо используется орудием борьбы между родителями.

Семейную атмосферу создают родители, ребенок же воспринимает её, как образец для подражания. У родителей он учится взаимодействовать с другими людьми, заимствуя их стиль взаимоотношений. Для ребенка важны оба родителя и неразрешенные конфликты между ними приводят к тяжелым, травматичным переживаниям, нанося ему психологическую травму.

Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности. От того, насколько защищенным физически и психологически чувствует себя ребенок в семье, зависит его социализация, возможность общения с другими людьми, доверие к людям. Ощущение безопасности у ребенка связано со стабильностью в отношениях со взрослыми, с предсказуемостью их поведения. Стабильность и предсказуемость формируют доверие к окружающему миру и ощущение защищенности.

Нестабильность и незащищенность способствуют возникновению патологических страхов, нарушению умения общаться, кошмарам, уходу в себя и прочим неблагоприятным последствиям, ломающим детскую психику. Развивающиеся у детей патологические страхи настолько сильно захватывают ребенка, что он не в состоянии слышать голос разума.

Наблюдая за семейными ссорами, ребенок испытывает желание отстраниться от конфликтной ситуации и постепенно отдаляется от родителей. Вместо любви к родителям у него появляется по отношению к ним раздражение, злость или ненависть. Испытываемые к родителям негативные чувства приводят к протестам и нежеланию выполнять родительские требования.

Страх, ощущение беззащитности, неприязнь чаще всего переходят в агрессивность, первоначально направленную на родителей, а потом и на окружающих.

Ребенок тяжело переживает конфликт, не только когда он протекает в открытых ссорах и скандалах, но и тогда, когда родители, пытаясь скрыть разногласия, замалчивают их, сохраняя демонстративное спокойствие.

Случается так, что родители, находя в ребенке нежелательные черты друг друга, акцентируют на них свое внимание и выплескивают на ребенка скопившееся раздражение. При этом они не видят своего ребенка, а начинают использовать его как средство предъявить претензии друг другу. Прикрываясь идеей воспитания ребенка, родители фактически пытаются воспитывать друг друга, тем самым калеча своё дитя, перенося на него чувства и эмоции, адресованные другому партнеру.

Иногда, в период конфликта, один из родителей начинает проявлять повышенную заботу о ребенке, рассчитывая тем самым перетянуть его на свою сторону и изолировать от общения с другим родителем. При этом, проявляемая гиперопека, связана не с заботой о ребенке, а с желанием родителя избавиться от тревоги и защитить себя от одиночества.

Дети в конфликтных семьях страдают эмоциональными расстройствами, проявляющимися в виде возбудимости, нарушении аппетита и сна, повышенной тревожностью, нестабильным настроением. Зачастую, из-за ощущения неспособности что-то изменить, ребенок начинает проявлять упрямство или заторможенность реакций.

Такие дети во взрослой жизни могут быть неуверенными в себе, замкнутыми и нелюдимыми. Не имея навыков бесконфликтной семейной жизни, им очень трудно создать стабильную семью.

Детям важно чувствовать себя защищенными в семье. Свою защищенность они связывают со стабильностью в отношениях с взрослыми. Конфликты в семье лишают ребенка чувства безопасности. Ощущение внешней нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей – фактор, очень неблагоприятно сказывающийся на формировании деткой психики. Даже если дети очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях, реагируют на ссоры между родителями очень осмысленно и тонко их чувствуют.

Научные исследования подтверждают, что общим будет появление эмоциональных расстройств в виде возбудимости, беспокойства, сниженного фона настроения, нарушений сна и аппетита. Кроме того, дети страдают от своего бессилия что-либо изменить во взаимоотношениях родителей. При конфликте между родителями дети часто лишены возможности прямо влиять на его исход, обычно до тех пор, пока их состояние не станет настолько тяжелым, что заставит обратить на него внимание, по крайней мере, одного из взрослых в семье и искать помощи у врача.

Последствия семейных конфликтов родителей во взрослой жизни ребенка могут выражаться следующим образом:

– Дети из конфликтных семей выходят с глубокими внутриличностными конфликтами. Впоследствии это может привести к развитию невроза и депрессии в случае каких-либо стрессовых ситуаций.

– Формируются определенные черты характера: неуверенность в себе, замкнутость и нелюдимость, безразличие, агрессивность.

– Формируется сценарий поведения в межличностном взаимодействии. Это проявляется в созданных семьях и на их собственных детях, потому что семья, в которой вырос ребенок, закладывает образец его будущей семьи. Психологи отмечают, что ребенок впервые знакомится, усваивает роли отца и матери, мужа и жены, мужчины и женщины в процессе ежедневных контактов, общения с родителями, близкими людьми.

– формируется определенный образ мышления: негативный, с высокой критичностью. Картина мира негативная. Последствия этого процесса отражается на всей жизнедеятельности человека, существенно ухудшая качество его жизни.

Социальный работник в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений, может воспользоваться различными моделями помощи семье.

Учебная модель в работе с родителями исходит из гипотезы о недостаточности знаний и умений родителей по воспитанию детей. Профилактический характер учебной модели предполагает повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Особенно в данной модели нуждаются проблемные семьи. Для этого социальный работник может использовать различные формы работы: психолого-педагогические консультации, педагогические поручения, беседы, практикумы, разбор подобных ситуаций на образце других семей и т.д. При осуществлении деятельности социальный работник может опираться на психотерапевтическую модель помощи семье, основой которой выступает гуманистический и клиент-центрированный подход (К. Роджерс).

В основе этой модели лежат несколько предпосылок: индивидуальный подход, опора на личностные ресурсы клиента и консультанта, закономерности и психотерапевтический потенциал их общения в диаде и в группе. Эта модель предполагает:

1) установление контакта с клиентом, который с медицинской точки зрения здоров, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней;

2) проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определение возможных форм помощи;

3) собственно консультативную работу, направленную на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собственных психологических ресурсов клиента или семьи в целом.

Предотвращение и разрешение семейных конфликтов.

Разногласия в любой семье неизбежны, поэтому необходимо научиться находить различные варианты разрешения возникших семейных трудностей, задач и проблем, не ущемляя при этом достоинства друг друга.

Остановимся на типичных вариантах завершения конфликтов.

Принуждение — волевое навязывание такого решения, которое устраивает лишь инициатора конфликта. В этом случае чаще всего возникают неблагоприятные последствия: ущемляются права членов семьи, унижается их достоинство, достигается внешнее благополучие, а на самом деле в любой момент может наступить кризис.

Конфронтация — никто из участников не принимает позицию другого, накапливается негативизм отношений.

Уход от разрешения возникшего противоречия, в этом случае конфликт остается, а развязка лишь откладывается.

Сглаживание конфликта — этот вариант позволяет снять напряжение, добиться нормальных отношений, но не всегда.

Компромисс — предполагает открытый поиск справедливого и наиболее удобного решения для обеих сторон, умение понять не только их положительные качества, но и слабые стороны, умение внимательно слушать, что обеспечивает хороший контакт и часто бывает более ценным, чем умение говорить, умение не злоупотреблять критикой (если мы начинаем критиковать, нам ответят тем же). Критикуя, необходимо отметить и что-то положительное. Следует быть осторожнее с приказами, лучше облечь в форму вопроса или просьбы о помощи. Уметь понимать свои ошибки, ведь если понять свою ошибку и исправить, то ссоры и конфликта может не быть. Если войти в положение другого, т.е. постараться понять ситуацию и переживания члена семьи, он будет более терпимым и найдет правильный выход, чтобы избежать конфликта. Надо не ссориться, так как ссора лишь усиливает напряжение и чувство несправедливости, но не решает возникшей проблемы, а улыбаться, поскольку приветливая улыбка противоположна конфликту. Приветливость и доброжелательность одного вызывает аналогичную ответную реакцию у другого, снимая напряжение. Этими приемами должен пользоваться социальный работник при организации деятельности с семьями и призывать следовать этим приемам членов семьи, вступивших в конфликт.

Причины семейного неблагополучия не так просты, как кажется на первый взгляд. Перемены в экономике, политике и социальной сфере негативно отражаются не только на материальной стороне жизни семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами, и прежде всего между родителями и детьми. Увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений, возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях разноуровневого обучения, а также воздействие завышенных социальных требований. Сокращается время общения между детьми и родителями, особенно там, где родители заняты в сфере частного бизнеса. Нередко вопросы воспитания перекладываются на няню, теряется контакт с детьми. Все эти факторы также должен учитывать социальный работник при разрешении конфликтов в семье.

В современных условиях деятельность различных служб и структур по оказанию помощи семьям претерпела существенные изменения. На современном этапе с различными типами семей проводят работу различные учреждения и службы. Важная роль по оказанию семьям помощи принадлежит социальному работнику. Наряду с другими функциями социальный работник осуществляет диагностирование социальных характеристик, выявляет уровень образования, наличие асоциального поведения у членов семьи, круг интересов, определяет помощь различных источников, выявляет основные проблемы и трудности семьи. Социальные работники определяют характер взаимоотношений в семье, т.е. то, что в первую очередь оказывает влияние на возникновение конфликтов. Социальный работник выявляет необходимость и вид помощи родителям в выполнении ими воспитательных функций. Социальный работник может помочь родителям в воспитании детей, направив их на курсы и практическое обучение (техники разрешения конфликтов, причины конфликтов, как построить эффективное взаимодействие и т.д.). Социальный работник может организовать психологическую помощь родителям и детям по адаптации к различного рода конфликтным ситуациям, возникающим в семье. Особое внимание обращается на предупреждение различных форм насилия и издевательства над детьми, так как именно насилие способствует обострению конфликтных ситуаций. В крайних случаях возможно даже обращение за помощью к правоохранительным органам и службам психического здоровья. Частым проявлением конфликтных ситуаций в многодетных семьях бывают конфликты в системе «дети — дети». Здесь возникают конфликты из-за установления доминирующего влияния одного над другими, борьбы за игрушки, предметы, вещи, за то, чтобы не оказаться обиженным и т.д. Родителям здесь может быть оказана различная помощь. Например, в конфликте за право обладать игрушкой можно предложить детям устроить переходящую очередность (сначала младший берет, затем по старшинству, в другой раз, наоборот, начинаем со старшего и т.д.), или одни играют одновременно по десять-пятнадцать минут, другие засекают время. Хорошо происходит это под счет (например, играешь, пока мы считаем до тридцати, затем право играть переходит к другому); заодно отрабатывается умение считать.

Читайте также:  Лечение трихомониаза народными средствами в домашних условиях травы, метронидазол

Семейные конфликты — это противоборство между членами семьи, возникающее на основе столкновения противоположных взглядов и мотивов. Особенность семейных отношений влияет на уровень и характер конфликтов, возникающих в них. Основное содержание семейных конфликтов составляют межличностные отношения (уважение, любовь, кровное родство и т.д.), нравственные и правовые обязательства, связанные с реализацией предназначения семьи.

Семейные конфликты возникают в различных типах семей: многодетных, имеющих от трех и более детей, неполных, где воспитанием занимается один родитель (отец или чаще мать), меж- ноколенных семьях, в которых совместно проживают родители, дети и внуки, асоциальных семьях, ведущих образ жизни, отклоняющийся от нормы (пьянство, наркомания, неработающие), семьях без детей и т.д. Конфликты могут возникнуть в различных системах — «отец — мать», «родители — дети», «внуки — дедушки, бабушки», «дети — дети», «член семьи — субъект внешнего социума», «супружеские конфликты», «конфликт родственников».

Причинами семейных конфликтов могут выступать различные конфликтогены: ограничение самовыражения членов семьи, свободы действий; отклоняющееся поведение кого-либо из членов семьи (наркомания, алкоголизм и т.д.); наличие противоположных устремлений, интересов, ограниченные возможности для удовлетворения потребности одного из членов семьи (с его позиции); жесткий, авторитарный тип взаимоотношений, сформировавшийся в семье; наличие серьезных материальных проблем; авторитарное вмешательство в супружеские отношения родственников; сексуальная дисгармония партнеров в союзе и др. При этом поведение конфликтующих сторон может быть различным: открытые конфликты (открытый разговор в подчеркнуто корректной форме, битье посуды, взаимные словесные оскорбления и т.п.) или скрытые конфликты (демонстративное молчание, резкие взгляды и жесты, говорящие об имеющихся противоречиях). В любом случае необходимо искать способы выхода из конфликтной ситуации. Роль социального работника при взаимодействии с различными типами семей состоит в том числе и в разрешении кризисных ситуаций, своевременном предупреждении и нейтрализации конфликтов.

Ясли-сад №566 г. Минска

Ссорятся родители – страдают дети

Ссорятся родители – страдают дети

В каждой семье случаются ссоры. И это нормально. Но одни люди используют энергию ссоры в конструктивных целях, грамотно высказывая претензии друг к другу и безотлагательно идя на примирение, а другие разрушают свои же собственные отношения, дуясь на партнера по нескольку дней подряд, используя любую подходящую возможность для того, чтобы показать любимому, «как он неправ», и – самое страшное, – втягивают в свои ссоры детей.

Семейные конфликты или конфликтные семьи?

Убеждение, что в счастливой семье не бывает размолвок и ссор, а если люди ссорятся, то это потому, что они ненавидят друг друга, является в корне неправильным. На самом же деле семья — это живая система, состоящая из индивидуальностей, споры между которыми неизбежны. Они помогают прояснить проблемы семьи, чувства ее членов, и, если выяснение отношений не сводится к личным нападкам, могут привести к конструктивным решениям проблем, снятию эмоционального напряжения, поддержке друг друга, стабилизации и гармонизации семейных отношений — словом, новому уровню развития семьи.

Однако, следует научиться различать обычные, рядовые конфликты в семье и конфликтные семьи. Конфликт в семье — даже бурный, с оскорблениями и битьем посуды, — еще не означает конфликтной семьи. Установление стабильности в семье — это трудный и непрерывный процесс, результат в котором достигается совместными усилиями всех ее членов. Очень важны при этом добрая воля и стремление к единству.

Бесконфликтная семья может не быть благополучной, поскольку конфликты в ней не разрешаются, а существуют подспудно, глубоко внутри, и супруги не видят смысла в обсуждении проблемы, в попытках что-то изменить. Каждый из них живет сам по себе — возникает так называемое «одиночество вдвоем». Открытых ссор и споров нет, и внешне семья производит впечатление вполне благополучной. Но хроническое непонимание и попытки избежать обсуждений не приводят к гармонизации семейных отношений.

По-настоящему бесконфликтными бывают семьи, прожившие много лет вместе; семьи, где большая часть проблем решена, супруги понимают и принимают друг друга, а их семейная система устойчива к внешним провоцирующим факторам.

В конфликтных семьях картина совсем другая: в них конфликты могут возникать по незначительным поводам, сопровождаться продолжительными ссорами, спорами со взаимными оскорблениями и обвинениями. Это приводит к возрастанию напряжения, которое может носить затяжной, хронический характер. Такие столкновения не приводят к конструктивным решениям, поскольку вызывают негативные эмоциональные переживания всех членов семьи.

Данный конфликт деструктивен, потому что он ведет к разрушению отношений.

Подлинные причины противоречий в таких семьях трудно обнаружить, так как они могут быть вытеснены из сознания, скрыты за надежной психологической защитой, замаскированы остротой эмоциональных переживаний. Конфликты наслаиваются друг на друга, так как их истинные причины не осознаются, не обсуждаются и не устраняются, а ведут к нарастанию разногласий, усилению неприязни и отчуждению. Формируется образ конфликтной семьи, где общие интересы отодвигаются на второй план, постоянные ссоры травмируют психику, порождают обиды, длительные стрессовые состояния.

При возникновении конфликтов в семье больше всех страдают дети.

В конфликтующих семьях влияние на детей проявляется не прямо, как в случаях семей с явно асоциальным поведением (алкоголиков, наркоманов и.т.д.), а косвенно. Такое влияние неизбежно сказывается на личности ребенка.

В данной ситуации возможны три варианта развития событий:

Малыш становится свидетелем родительских размолвок, скандалов, нападок друг на друга.

Ребенок может стать «громоотводом» — объектом эмоциональной разрядки обоих родителей.

Малыш может стать орудием, «козырем» в разрешении конфликта.

Молчаливый свидетель

Родители и дети составляют одно целое, в котором родители являются основой, базой для психического развития малышей. Часто они не осознают меру ответственности за будущее развитие личности ребенка, его жизненных установок, предпочтений, привычек, стиля поведения. Они редко задумываются над тем, как их ссоры скажутся на психике малыша, который полностью зависит от родителей, атмосферы в семье и отношения к нему.

Чувство защищенности, испытываемое малышом в семье, рождает в нем впоследствии уверенность в себе и доверие к миру. А стабильность в отношениях взрослых становится одним из необходимых условий защищенности. Частые ссоры и бурное выяснение отношений в семье приводят к потере малышом ощущения надежности и защищенности. Им овладевает чувство тревоги, а затяжные конфликты ведут к еще более сильной психической травматизации. Ребенок испытывает страхи, подвержен ночным кошмарам, замыкается в себе, становится нерешителен, не может оценить своих способностей.

Маленькие дети, да и подростки тоже, не могут понять сложности и противоречивости отношений между людьми. В их сознании любимый человек — всегда хороший. Малыш любит обоих родителей и воспринимает их конфликты и взаимные обвинения как крушение мира. Маленькие дети не могут объяснить причины конфликта и в душе принимают вину на себя. Мучаются, не умея выразить свое состояние, не умея поделиться своими переживаниями.

Душевная травма ребенка может привести к невротическим расстройствам — ночному энурезу, тикам, страхам, расстройствам внимания и т.д. Все свои силы малыш тратит на переживание стрессовой ситуации. Более того, ссоры родителей могут привести к отчуждению ребенка, чувству неприязни к родителям, которое может переноситься на других людей и стать устойчивой характеристикой поведения ребенка.

Многие родители считают, что для ребенка болезненны только открытые конфликты, — ссоры, свидетелем которых он является. Однако наличие неразрешенных конфликтов ничего по сути не меняет. Тщательно скрываемое напряжение, фальшивая вежливость, эмоциональная отчужденность или даже враждебность, гробовое молчание супругов могут быть значительно более разрушительными для психики ребенка, чем открытый скандал.

Читайте также:  Первые симптомы рака сигмовидной кишки, методы терапии, диагностики, этиология и меры профилактики

Объект эмоциональной разрядки

Недовольство супругов друг другом и накопленное раздражение, обиды, неприязнь и даже враждебность нередко выплескиваются на малыша. Ребенок, похожий на отца внешне или манерой поведения, может стать объектом постоянного недовольства со стороны матери, которая проецирует на него свою неудовлетворенность браком. Она перестает реально воспринимать поведение ребенка, оценивать его индивидуальные особенности, видит только плохое: нарушение запретов, нарочитое поведение, вызов. Видимость воспитания оборачивается нетерпимостью, недоверием, негативными эмоциями или даже прямой агрессией по отношению к нему.

Часто папа и мама используют также и другую стратегию устранения взаимного недовольства. Они прибегают к усиленной заботе, привлечению малыша на свою сторону, ограничивая общение с другим родителем. Гиперопека, вседозволенность могут быть продиктованы не заботой о нем, а боязнью одиночества, тревогой за собственное будущее, стремлением повысить свою роль и значение в семье. Подобная стратегия больше характерна для матерей.

Перенос решения собственных проблем на детей создает еще более тяжелую психотравмирующую ситуацию для ребенка. Негативные эмоции по отношению к нему, несоразмерные требования к его поведению или, напротив, полное принятие всех его проявлений не позволяют ему реально оценить свое поведение и отношения с окружающими.

Когда родители используют малыша, как «громоотвод», они предъявляют различные требования к нему, непоследовательны в своих действиях и выражениях эмоций. Подобный конфликт усугубляет ощущение неуверенности, ненадежности человеческих отношений, приводит к сомнениям в собственной ценности и возможностях ребенка.

До некоторой степени решение конфликта за счет малыша снижает напряженность в семье, но принципиально не решает проблемы, тогда как цена поддержания хрупкого равновесия между супругами очень велика.

Орудие разрешения семейных ссор

Еще один повод для семейного конфликта — сам малыш. Невозможность разрешить свои противоречия толкает родителей к поощрению или наказанию малыша за такое поведение, которое бы доказывало правоту воюющих сторон.

Ребенок должен быть хорошим, таким, как хочется родителям, но при этом представления — а что, собственно, означает быть хорошим, — у обоих супругов различны. Ребенок не может быть самим собой, жить в согласии со своей индивидуальностью, а должен отвечать противоречивым стандартам родителей. При этом родители могут начать диктовать условия. «Я тебя такого непослушного не люблю», — говорит мама, а папа утверждает: «Паинька никогда не вырастет настоящим мужчиной!». В обоих утверждениях содержится непринятие ребенка, его порицание, но требования к его поведению при этом различны. За этим противоречием может лежать неприятие женой безапелляционности мужа, его жесткости, скупости, редких проявлений чувств, а у отца — недовольство супругой, считающей свои представления единственно верными, не терпящей возражений, не понимающей особенностей мужского поведения. Вместо того, чтобы попытаться достичь взаимопонимания или взаимного принятия, родители решают свой конфликт за счет ребенка.

Нередко родители разрывают малыша на части не только своими требованиями, но и вопросами типа: «Кого ты больше любишь — меня или папу?» или призывают его принять сторону одного из родителей в ссоре. Ребенок любит обоих родителей, но он не может открыто проявить свои чувства, поэтому начинает лицемерить, оказывать содействие то одному, то другому родителю и при этом учится извлекать выгоду из такого положения.

Чтобы получить поддержку малыша, родители готовы действовать любыми средствами — лаской, излишней откровенностью, подарками, обещаниями. Они надеются, что повзрослевший ребенок все поймет, оценит правильно и рассудит их. Однако зачастую такой малыш позже потеряет четкие ориентиры, и у него сложится представление, что извлекать из любой ситуации свою пользу — нормально и достойно. При этом ребенок не может ничего изменить — он вынужден жить в этой противоречивой среде.

Продолжающийся конфликт родителей, перенесенный на ребенка, может привести к его эмоциональным расстройствам в виде беспокойства, пониженного настроения, нарушений сна и аппетита. Малыш может как-то отреагировать на отношение к нему родителей — непослушанием, протестом, агрессией, — тогда как на отношения между родителями он реагировать не может.

Таким образом, при любом неблагоприятном типе протекания семейных конфликтов у ребенка формируются конфликты внутриличностные: эмоциональная нестабильность, неуверенность в себе, тревожность, замкнутость, отчужденность. Более того, ребенок может усвоить сценарий конфликтного поведения как единственно возможный способ разрешения проблем. Этот сценарий может воспроизводиться в его будущих семейных отношениях и в отношениях с другими людьми, что обуславливает трудности в его будущей социальной жизни.

Можно ли избежать конфликтов?

Какой бы замечательной и дружной ни была семья, она вряд ли избежит конфликтов. Разногласия в любой семье неотвратимы, поскольку семья — это сложная система взаимоотношений разных людей со своими взглядами, ценностями, привычками, характерами и личностными особенностями. Главное — не избегать ссор, а научиться разрешать их конструктивно.

Существуют различные варианты разрешения конфликтов, но самый приемлемый способ, к тому же самый подходящий для всех, — открытый поиск компромисса. Вместо вопроса: «Кто виноват?», лучше спросить: «А как нам быть?», помня, что спор или даже ссора всегда имеет одну цель — достичь единства взглядов в решении проблемы. В любом случае, необходимо использовать все способы и методы для открытого обсуждения проблемы и ее решения.

Известные американские психологи Ян Готлиб и Кэтрин Колби сформулировали ряд советов, предотвращающих деструктивные ссоры супругов:

Извиняться раньше времени.

Ссориться наедине, без детей.

Уклоняться от спора, третировать противоположную сторону молчанием или заниматься саботажем.

Ясно формулировать проблему и повторять аргументы другого, но своими словами.

Использовать знание интимных сторон и слабостей супруга для удара «ниже пояса» и издевательств.

Откровенно говорить о своих чувствах.

Задавать не относящиеся к делу вопросы.

С готовностью выслушивать отзывы о своем поведении.

Симулировать согласие, лелея в душе обиду.

Выяснить в чем вы сходитесь, а в чем расходитесь, и что более значимо для каждого из вас.

Объяснять друг другу, что чувствует ваш супруг.

Задавать вопросы, помогающие супругу подобрать слова для выражения своих позиций.

Нападать косвенно, критикуя кого-либо или что-то, представляющее ценность для другого.

Ждать, пока спонтанная вспышка стихнет, не отвечая тем же.

Угрожать супругу, усиливая его неуверенность.

Выдвигать позитивные предложения по взаимному исправлению.

Объяснять друг другу, что чувствует ваш супруг. Задавать вопросы, помогающие супругу подобрать слова для выражения своих позиций.

Нападать косвенно, критикуя кого-либо или что-то, представляющее ценность для другого. Ждать, пока спонтанная вспышка стихнет, не отвечая тем же.

Угрожать супругу, усиливая его неуверенность. Выдвигать позитивные предложения по взаимному исправлению.

При любой ссоре родители должны сдерживать себя, поскольку супружеские конфликты причиняют наибольший вред детям. Если ссора возникла в присутствии детей, ее следует завершить позитивно, так, чтобы дети видели, что вы помирились, ваш союз восстановлен, им ничто не угрожает. Очень важно после ссоры приласкать друг друга, может быть, поцеловать, — все зависит от того, как в вашей семье принято проявлять свои чувства.

СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ДЕТИ

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.

А.С. Макаренко

Для детей мирная обстановка в доме – синоним счастья. Но даже в счастливых семьях случаются трудные времена, когда накопившиеся эмоции находят выход в ссорах.
Семейный конфликт — что это?

Кризисы, конфликты возникают в любой семье , но количество и выраженность их разные.

Семейные конфликты связаны со стремлением удовлетворить определенные потребности, избежать негативного воздействия, создать условия для собственных интересов, не учитывая потребностей партнера.

Особенности конфликтов:

  • определяются структурной близостью;
  • во взаимодействие включены эмоции;
  • присутствуют правовые обязательства;
  • наличие нравственных обязательств перед супругом;
  • используются различные приемы ведения конфликтов;
  • непосредственно связаны с кризисными периодами развития семьи;
  • затяжные конфликты непосредственно сказываются на психическом состоянии участников, влияют на здоровье, провоцируя обострение и появление различных заболеваний;
  • отношения между супругами влияют на детей.

Конфликты нередко возникают в неблагополучных семьях, где один или оба супруга злоупотребляют алкоголем и запрещенными веществами.

В семьях, где происходят частые скандалы, присутствует постоянное напряжение.

В тяжелых случаях конфликт виден даже посторонним людям, когда супруги уже не в состоянии сдерживать свои эмоции, и идут на конфронтацию по любому поводу. Нередко встречается и проявление насилия по отношению к супругу и детям.

Виды конфликтных ситуаций

  • конструктивные и деструктивные. Первые приводят к положительному влиянию на жизнь семьи, вторые разрушают отношения и нередко становятся причиной развода.
  • актуальные — яркие, быстро разгорающиеся, вызванные конкретной причиной;
  • прогрессирующие — возникают постепенно, все сильнее разгораются, основная причина – неумение приспособиться друг к другу, найти компромисс;
  • привычные — устоявшиеся отношения, которые в силу определенных привычек невозможно изменить, такие конфликты возникают по одним и тем же поводам и развиваются по единому сценарию.
  • явные и неявные . Первые выражаются ярко, причина их понятна. Вторые проходят в скрытой форме, присутствует враждебность одной или обеих сторон, замкнутость, раздражительность, усталость.
Читайте также:  Обучение инъекциям ботoкс в Москве

Почему в семье происходят межличностные конфликты?

Прежде чем искать пути разрешения спорных ситуаций, важно разобраться в причинах их появления.

Между родителями и детьми

Идеальные отношения между родителями и потомками встречаются достаточно редко. В таких семьях присутствует мудрость старшего поколения, умение найти правильный подход к своим детям.

Ссоры — естественное сопровождение развития детей.

Отца и сына

Отец желает привить своему сыну определенные нормы и правила поведения в соответствии с собственными установками и понятиями. Взрослеющий сын постоянно ощущает давление взрослых и стремится избавиться от контроля и получить свободу действий.

Если отец авторитарен, ограничивает действия, побуждения, мысли, то рано или поздно он встречает сопротивление.

В неблагополучных семьях, где, например, отец-алкоголик, конфликт может возникать на этой почве, когда сын видит девиантное поведение отца и ребенка это возмущает, настораживает, вызывает чувство гнева.

У сына возникает необходимость защитить мать от нападений агрессивного супруга, что также приводит к ссорам, а в некоторых случаях к физической расправе .

Матери и взрослой дочери

Взрослеющая дочь напоминает матери о ее возрасте.

Это вызывает определенные негативные ощущения, психологический дискомфорт . Многие матери хотят, чтобы дочь отвечала их ожиданиям, жила в соответствии с определенными правилами, нормами, благополучно вышла замуж.

Однако девочка стремится уйти от излишней опеки родителей, получить свободу и начать жить независимо . Настойчивые советы , поучения могут встречаться враждебно .

Супружеские

Ссоры между мужем и женой — наиболее частые причины семейных разногласий.

Нередко в конфликт пытаются втянуть детей, что негативно сказывается на их психическом состоянии, повышая уровень стресса и становясь причиной травмы детства.

Семейно-бытовые

Возникают на почве столкновения интересов. Нередко причиной становится нестабильная финансовая обстановка , когда семье не хватает средств к существованию.

Появляется постоянное недовольство одного или обоих супругов, попытка урегулировать бюджет, взять под контроль, распределить ресурсы.

Конфликты в семье могут возникать и на почве разделения сфер влияния , когда один из ее членов проявляет авторитарность, требует полного подчинения, другой не согласен с этим и сопротивляется.

Еще одна распространенная причина бытовых ссор — измены , подозрения в ней, ревность .

В молодой семье

Возникают по причине того, что люди еще не научились строить быт . Они не понимают, в какую сторону им развиваться, как идти на компромиссы, строить семейные отношения, соблюдая при этом интересы партнера, но и не забывая про свои собственные. Разногласия могут возникать на почве несовпадения сексуальных потребностей.

Хотя на первых порах интимная жизнь обычно насыщенная, необходимость в частоте контактов бывает разная. Один из партнеров может быть менее сексуально раскрепощен, что вызывает яркий диссонанс в отношениях.

Между детьми

Родители нередко сталкиваются с тем, что у их детей возникают постоянные ссоры.

Мальчики могут вести борьбу за соперничество , особенно если возраст между ними минимальный.

Брат и сестра могут ревновать родителей друг к другу , у них происходит борьба за внимание. Если взрослые больше любят одного из детей, то это вызывает психологический дискомфорт у второго ребенка.

Особого внимания заслуживают дети от разных браков . Конфликты в этом случае практически неизбежны. Нередко требуется консультация психологов. Детям в этом случае необходимо принять факт наличия друг друга, то, что у их родителя появился новый партнер и есть еще потомство.

Со свекровями и тещами

Разногласия в этом случае возникают по поводу того, что родителям не нравится выбор собственного ребенка .

Особенно явно они проявляются при социальном неравенстве, когда одна из семей имеет более низкие доходы, статус, иное, менее привлекательное, происхождение.

Конфликты возникают и на почве несовпадения интересов, характеров.

Семейные конфликты нарушают нормальное течение жизни малой ячейки общества. Страдают не только взрослые, но и дети.

Негативные последствия конфликтов:

  • постоянное напряжение внутри семьи;
  • нахождение каждого члена группы в стрессовой ситуации;
  • потеря работоспособности;
  • возникновение страхов, опасений за свою жизнь при явных угрозах;
  • развод;
  • физическая расправа;
  • развитие и обострение заболеваний на фоне постоянного стресса;
  • депрессии членов группы;
  • вероятность суицидального поведения;
  • психическая травма у ребенка, которая остается с ним на всю жизнь;
  • поиск одного или обоих супругов спокойствия, любви, внимания на стороне, то есть измена.

Вот только некоторые аспекты выражения негативного опыта конфликтной семейной обстановки для формирующегося сознания ребенка :

  • Общая нервозность при развитии ребенка в противоречивых условиях взаимоотношений матери и отца. Дети, часто переживавшие конфликты в родительской семье, в своей взрослой жизни имеют внутриличностный конфликт и заниженную самооценку , при любых стрессовых ситуациях могут испытывать депрессию и неуверенность в себе , у них часто развиваются неврозы .
  • Нарушение духовного равновесия в семье ведет к психологической патологии у развивающегося ребенка. У ребенка формируется негативная картина мира , и это значительно ухудшает качество его собственной взрослой жизни в будущем. Такой человек не будет верить никому, он будет очень тяжел в общении, полон пессимизма и цинизма.

Дети из семей, переживающих частые конфликты, могут стать очень озлобленными, агрессивными, жестокими во взрослой жизни. Такие дети не понимают чужой боли, и у многих из них есть тяга причинять боль другим. Ребенок может попросту тянуться к противозаконным сторонам жизни, преступать закон, совершать противоправные жестокие поступки, часто – немотивированные, в отношении других людей.

  • Увеличивается риск бесконтрольного поведения ребенка, так как для ребенка падает родительский авторитет. Ребенком хуже усваиваются моральные и общекультурные ценности. У ребенка из конфликтной семьи формируются специфические черты характера, мешающие его социализации во взрослой жизни: замкнутость, агрессивность, безразличие, жестокость по отношению к окружающим, полное безразличие.
  • Повышается вероятность формирования негативного чувства по отношению к тому или иному полу, в зависимости от симпатий ребенка к одному из родителей. Во время переживания семейных конфликтов у ребенка формируется сценарий поведения в его собственной семье . То есть, такой ребенок зачастую берет родительскую семью за образец, который применит в своей собственной семье, и конфликты в ней будут также частым явлением.

Семейные конфликты неизбежны, но с каждым разом сила их может увеличиваться, недовольство растет, пока кто-то из членов семье не решается на ответственный шаг — разрыв.

При возникновении конфликтной ситуации есть способы самого неудачного поведения, которые усугубляют проблему:

  • открытое противостояние — ведет к затяжным ссорам, угрозам физической расправы со стороны более сильного;
  • молчание, уход от поиска решения ;
  • сторонний наблюдатель , когда один из супругов ждет определенного поведения партнера, но тот может и не подозревать, что от него хотят.

В развитии семьи психологи учитывают этапы и кризисные периоды.

Кризис — это переломный момент, он неизбежен. Именно это время случается наибольшее количество разводов.

Пара должна быть готова к сложному периоду, понимать его особенности и сделать все, чтобы предотвратить наступление острых периодов.

К сожалению, в пылу семейных ссор родители не задумываются о том, что в данный момент чувствует их ребенок. В то же время, гнетущая эмоциональная атмосфера, когда ссорятся (а порой и дерутся!) два его самых близких и любимых человека, оказывает огромное давление на неокрепшую детскую психику, откладывая огромный отпечаток на всё, что ребенок делает

сейчас, и каким он будет в дальнейшем.

Все знают, что при детях ругаться нельзя. Но иногда об этом забывают…

Семейные конфликты – достаточно болезненный и острый вопрос нашего времени. Эмоциональное здоровье семьи – это не просто прерогатива благополучной семьи, но и мудрое правило культурного и гармоничного уклада семейных отношений.

В психологической и педагогической литературе существует мнение, что дошкольный период в воспитании личности ребёнка во многих отношениях является решающим, так как основные его психические свойства складываются именно в данном возрасте. Например, психологами и психотерапевтами отмечается, что у супругов раздражительных и беспокойных дети также раздражительны и нервны. И дело здесь не только в наследственности, а в той эмоциональной атмосфере, которая постоянно складывается в семье и затем закрепляется в психике ребёнка.

Любые конфликты, которые возникают в семье между супругами на глазах у ребёнка, представляют для него травмирующую ситуацию, которая может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха, источником различных неврозов и даже психических заболеваний.

Решать, кто прав: папа или мама, выбирать, оценивать и, более того, становиться на чью-либо сторону – ситуация поистине драматическая! С опытом ребёнка, с его ограниченным знанием жизни и людей разбираться в семейных конфликтах – непосильное психическое бремя. Вот почему дружелюбные, спокойные взаимоотношения в семье – обязательное условие нормального развития личности ребёнка.

Недоброжелательность со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. К сожалению, в жизни встречается довольно много случаев, когда родители не любят своих детей, а дети враждебно относятся к родителям.

Таким образом, конфликтные отношения между мужем и женой, мужем и тёщей, женой и свекровью, недовольство родителей самими собой – всё это отражается на ребёнке, так или иначе нанося ему психические травмы, которые, безусловно, скажутся на его характере.

Ссылка на основную публикацию
Неврологические блокады боль терпеть нельзя, боль — это; сторожевой пёс»
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКАДЫ: БОЛЬ ТЕРПЕТЬ НЕЛЬЗЯ, БОЛЬ — ЭТО «СТОРОЖЕВОЙ ПЁС». По разным каналам связи к нам приходят вопросы, адресуемые врачам-неврологам....
Не медлите с походом к хирургу!
Методы оперативного лечения у пациентов с энхондромами кисти Рубрика: Медицина Дата публикации: 17.04.2018 2018-04-17 Статья просмотрена: 1758 раз Библиографическое описание:...
Не нужно «беречь в себе сперму» акушер-гинеколог развенчивает мифы о зачатии детей и бесплодии
Памятка для планирующих беременность Предлагаем вам памятку, которая поможет вам планировать здоровую беременность. Для своего удобства вы можете ее скачать...
Неврологический центр — Кортекс
Кортекс медцентр Диагностика Современное оборудование, уникальный опыт диагностики и индивидуальный подход к каждому пациенту Томография Магнитно-резонансная томография и компьютерная томография...
Adblock detector