Психология детей с нарушениями слуха

Психология детей с нарушениями слуха

Психология глухих детей

Лубовский В.И. Специальная психология, Москва, Академия, 2003 год.

Общие проблемы специальной психологии.
Предмет, задачи и методы специальной психологии.
Общие и специфические закономерности психического развития.
Динамика психического развития в условиях недостаточности функций.
Умственно отсталые дети.
Определение понятия. Причины нарушений интеллектуального развития у детей.
История психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей.
Социально-педагогические условия жизни умствен отсталых детей на современном этапе развития общества.
Психологическая характеристика умственно отсталых детей.
Умственно отсталые дети со сложным дефектом.
Задержка психического развития.
Определение. Причины. Классификация.
Задержка психического развития в дошкольном возрасте.
Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте.
Дети с нарушениями слуха.
Сурдопсихология как раздел специальной психологии.
Причины нарушений слуха. Дети с нарушениями слуха.
Предмет и задачи сурдопсихологии.
Методы сурдопсихологии.
Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики.
Значение сурдопсихологии для других отраслей психологии.
Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте.
Социально-педагогические условия как существенный фактор развития психики глухого ребенка.
Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни.
Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте.
Жестовая речь глухих.
Особенности психического развития слабослышащих детей.
Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития.
Дети с нарушениями зрения.
Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих.
Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения от младенчества до школьного возраста.
Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения.
Деятельность и внимание при дефектах зрения.
Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения.
Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения.
Осязание.
Представления.
Пространственные представления и пространственная ориентировка слепых и слабовидящих.
Память.
Мышление детей с недостатками зрения.
Формирование образов внешнего мира при нарушениях зрения.
Формирование системных слуховых образов у детей с нарушением зрения.
Речь и общение при нарушениях зрения.
Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения.
Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения.
Дети с церебральным параличом.
Определение, этиология, основные формы.
Психическое развитие при детском церебральном параличе.
Олигофрения у детей с церебральным параличом.
Нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом.
Слепоглухие дети.
Прикладные проблемы специальной психологии.
Направления практического применения психоло-.
гических исследований.
Адаптация. Коррекция и компенсация функций.
Психодиагностика нарушений развития у детей.
Психологическая служба в специальных (коррекционных).
образовательных учреждениях.

Соловьев И.М., Шиф Ж.И. Психология глухих детей, М.: Педагогика, 1971. — 448 с. Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. (Акад. пед. наук СССР. Науч. -исслед. ин-т дефектологии).

Книга написана по материалам советских и зарубежных исследований по психологии глухих детей. В ней характеризуется психическое развитие глухих детей: познавательные процессы (восприятие, память, воображение мышление) развитие речи, некоторые особенности деятельности и личности.
Книга предназначена для сурдопедагогов и психологов и может быть использована студентами дефектологических факультетов педагогических институтов и психологических факультетов университетов.

Оглавление
Предисловие
Общие вопросы психологии глухих детей
Проблемы развития и типологии детей с нарушениями слуха
Некоторые теоретические вопросы психического развития глухих детей
Патофизиология глухоты и тугоухости
Методы психологического изучения глухих детей
Ощущения и восприятия
Восприятие окружающей действительности. Роль слуха в этом процессе
Зрительное восприятие
Кожная чувствительность
Статические ощущения, пути компенсации при их нарушениях у глухих
Кинестетические ощущения и восприятия
Осязательное восприятие
Вкус и обоняние
Память
Образная память
Словесная память
Репродуктивная и оперативная память
Воображение
Воссоздающее воображение у глухих детей
Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников
Мышление
Наглядно-действенное мышление
О мыслительных операциях
Процессы мышления при решении задач
Развитие мышления у глухих детей
Речь
Условия овладения языком у глухого ребенка в отличие от слышащего
Мимико-жестовая речь глухих
Дактильная форма речи и ее взаимосвязь с устной и письменной речью
Овладение грамматическим строем языка
Устная речь
Письменная речь
Деятельность
Общая характеристика деятельности глухих детей
Деятельность и мышление глухих детей
Формирование двигательных навыков у глухих учащихся
Трудовая деятельность глухих
Некоторые психологические особенности личности
Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка
Отношение глухих школьников к профессиям
Развитие интересов у глухих детей
Литература

Читайте также:  Утрожестан при укорочении шейки матки влияет ли препарат на ход беременности и плод

Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка, Учебное пособие для студентов-заочников педагогических институтов, М.: Просвещение, 1975. — 108 с.

Настоящая работа предназначена для студентов-заочников дефектологических факультетов, обучающихся по специальности сурдопедагогика.
Пособие написано на основе обобщения опыта чтения лекций и проведения практических занятий на протяжении ряда лет на дефектологических факультетах МГПИ им. В.И. Ленина и МГЗПИ, а также обобщения результатов практических исследований и наблюдений авторов, проведенных в специальных школах. В нем использованы также материалы важнейших трудов по психологии глухих детей И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В.Розановой, Л.В. Занкова, А.И. Дьячкова, М.Е. Хватцева, С.Н. Шабалина и др.

Оглавление
Предмет, методы и задачи сурдопсихологии
Особенности ощущений и восприятий глухих детей
Память и ее особенности у глухого ребенка
Воображение и его особенности у глухих детей
Мышление и его особенности у глухих школьников
Психологические особенности формирования речи у глухих детей
Некоторые вопросы изучения личности глухого школьника

Особенности глухих учащихся современной специальной школы и факторы, влияющие на сохранность их психического здоровья 1665

Басилова Т.А.
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
e-mail: bassilova@yandex.ru

Моисеева И.В.
педагог-психолог специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната №65 для глухих детей, Москва, Россия
e-mail: curlyirka@gmail.com

Саприна Е.А.
младший научный сотрудник лаборатории цитогенетики Научного Центра Психического Здоровья РАМН, Москва, Россия
e-mail: saprinaea@gmail.com

Хохлова А.Ю.
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
e-mail: ehalina2@yahoo.com

Аннотация

Статья посвящена анализу разнородного состава учащихся школы для глухих детей и его изменению в последние десятилетия. Рассматривается влияние жестового языка на познавательное развитие глухих детей. Приведены данные исследования невербального мышления на российской выборке в группах глухих детей младшего школьного возраста, владеющих жестовым языком и использующих его в общении с родителями и не использующими жестовый язык в семье (глухие дети глухих и слышащих родителей), в сравнении со слышащими сверстниками. Показано влияние фактора дополнительных нарушений на уровень выполнения логических операций. Приводится описание кохлеарной имплантации как одного из технических средств коррекции слуха и ее ограничения. Описывается роль семьи – слышащих или глухих родителей – на формирование личностного и познавательного развития ребенка с нарушением слуха. Приводятся данные зарубежных и отечественных авторов о группе глухих с дополнительными нарушениями, а также результаты исследования состава учащихся школы глухих за период 16 лет, анализируются возможные причины этих изменений.

Читайте также:  Вегапрат инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описание Vegaprat

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

В настоящее время принято рассматривать группу учащихся с выраженным нарушением слуха как достаточно разнородную по составу. В нее входят дети с разной структурой нарушения, во многом определяющейся сложным сочетанием влияний биологических и социально-психологических факторов; имеющие разную историю развития, в зависимости от своевременности выявления нарушений слуха и качества слухопротезирования, особенностей воспитания в семье и состояния слуха их родителей, уровня и продолжительности педагогической помощи.

С конца 60-х гг. прошлого века произошли огромные изменения в образовании и изучении глухих. Отношение к этому сообществу как культурному и языковому меньшинству повлекло за собой признание многими государствами статуса жестовых языков, в том числе и права глухих получать образование на жестовом языке [5]. В этой связи стало принятым считать, что отсутствуют какие-либо интеллектуальные ограничения, непосредственно вытекающие только из нарушений слуха. Furth (1964) предположил, что причиной некоторого отставания глухих от слышащих может служить только недостаточность их речевого и социального опыта. McCay Vernon впервые показал, что более низкие, по сравнению со слышащими, результаты исследований глухих зависят от методов тестирования – вслучае использования в диагностике невербальных методик различий между глухими и слышащими не наблюдается. Аналогичные результаты были получены нами на российской выборке глухих детей при выполнении теста «Цветные прогрессивные матрицы Равенна».

В нашем исследовании анализировалось влияние дополнительных нарушений на уровень развития невербальных логических операций у глухих детей 6–9 лет. В качестве участников исследования выступили слышащие (25 чел.) и глухие учащиеся (28 чел.) первого и второго классов. Глухие дети питогам анализа медицинской и педагогической документации были разделены на две группы: 1) не имеющие дополнительных нарушений (27 чел.); 2) имеющие разнообразные дополнительные проблемы развития. Дисперсионный анализ полученных данных показал, что фактор дополнительных нарушений значимо влияет на успешность выполнения теста глухими детьми. По результатам парных сравнений глухие, имеющие дополнительные нарушения, выполняли задания теста Равенна значимо хуже, чем глухие без дополнительных нарушений и слышащие (F(1,75)=17,07; p | Федорова А.И., Щербакова А.М.

Психология глухих детей

У глухих детей в отличие от слепых не функционирует на ранних этапах онтогенеза вторая сигнальная система. Они все видят, но не понимают, что происходит вокруг, не могут иметь элементарных понятий об окружающем вплоть до того времени, когда начинают понимать жестовую, а потом дактильную речь. На ранних этапах онтогенеза, когда формируются основы психической деятельности, у глухих детей происходит отставание в психическом развитии (ретардация психического развития). Это проявляется не только в интеллектуальном отставании, но и в эмоционально-волевой и социальной незрелости.

Глухие дети дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, не переживают так остро своего физического дефекта, как слепорожденные дети. Осознание своего физического дефекта проявляется у них лишь в препубертатном возрасте. Они становятся стеснительными, замкнутыми и начинают стремиться к уединению. Как и у слепых, у них имеется наклонность к невротическим реакциям и подозрительность.

Следует отметить, что развитие психики и формирование сложных социально-личностных отношений при глухоте начинается со значительным опозданием по мере обучения и усвоения дактильного языка и письменной речи. К 12—13-летнему возрасту у глухих появляются достаточно четкая самооценка и осознание своего физического дефекта, т. е. значительно позже, чем у слепорожденных детей. В этом возрастном периоде глухонемой ребенок уже сознает, что его дефект заметен окружающим, так как он не может ответить слышащему на обращенный к нему вопрос, а его мимические жесты и дактильная речь вызывают недоумение, а порой даже насмешку. Это вызывает у глухонемого ребенка тяжелую психогенную реакцию порой с выраженной гипотимией. С годами психогснно-гипотимные реакции становятся более продолжительными.

Читайте также:  Причины почечных колик у мужчин, симптомы и лечение патологии

У глухого подростка появляется стремление к ограничению социальных контактов. Мир переживаний глухонемого усложняется, появляется тенденция к своеобразной аутизации, которая имеет место и у слепорожденных детей, но проявляется у глухонемых в более раннем возрасте. Затяжные невротические реакции сопровождаются нарушениями поведения и патохарактерологическими сдвигами, т. е. первыми признаками патохарактерологического развития личности. У многих глухонемых, особенно при наличии благоприятной семейной обстановки, патохарактерологичес-кие черты сглаживались до степени акцентурации. В тех случаях, когда процесс обучения не прекращался и подростки поступали в средние и высшие учебные заведения, становились менее заметными признаки интеллектуальной и эмоционально-волевой незрелости.

Однако при неправильном воспитании, а также неблагоприятных микросоциальных условиях черты патохарактерологического развития личности были более выраженными и принимали те или иные конкретные формы. У части этих пациентов отмечались симптомы церебральной недостаточности, по-видимому, обусловленные болезненным процессом, приведшим к глухоте.

Ряд авторов [Adler А., Solomon I.] отмечают, что у глухонемых часто встречаются различные невротические нарушения в виде подозрительности, раздражительности, эмоциональной неустойчивости, наклонности к агрессивным действиям. По данным В. А. Гиляровского, при глухоте отмечается тенденция к паранойяльным образованиям. При клиническом обследовании 200 взрослых глухих у подавляющего большинства из них мы не обнаружили склонности к паранойяльным идеям. В зрелом возрасте по сравнению с детским и подростковым происходят существенные изменения в клинической картине под влиянием социально-бытовых и прочих факторов.

Становится редким возбудимый вариант патохарактерологического развития личности, и возрастает число лиц с тормозимыми чертами. Ведущими в картине патохарактерологического развития оказываются астенодепрессивный, депрессивно-ипохондрический и обсессивно-фобический синдромы.

При длительно существующих и неблагоприятных производственных и семейно-бытовых условиях патохарактерологические черты укладывались в рамки «нажитой» психопатии. У обследованных нами пациентов чаще встречались следующие виды психопатий: астеническая, обсессивно-ипохондрическая и эксплозивно-возбудимая.

Указанные пограничные нервно-психические нарушения напоминают те, что встречаются у зрячих и слышащих, но в то же время имеют свои особенности. Для слепых оказались характерными выраженные невротические реакции в ответ на осознание своего физического дефекта. У глухонемых на первый план выступали черты повышенной возбудимости, раздражительности, вспыльчивости вплоть до аффективных приступов с наклонностью к насильственным действиям. Эти симптомы тесно сочетались с чертами интеллектуальной и эмоционально-волевой инфантильности, являющейся следствием задержки психического развития. Вследствие этого глухонемые позже начинали осознавать свою физическую неполноценность.

При депривационном патохарактерологическом развитии личности как у слепых, так и у глухонемых ведущим (особенно при слепоте) является невротический тип развития по основным вариантам (неврастенический, обсес-сивно-фобический, истерический). У глухонемых оказались очень незначительно выраженными по сравнению со слепыми истерические нарушения; чаще были представлены симптомы аффективной возбудимости, подавленное настроение, достигающее степени субдепрессии. Возможности социальной адаптации у глухонемых (в тех случаях, когда они овладели чтением, письменной речью и постоянно повышали свой интеллектуальный и профессиональный уровень) были достаточно высокими.

При отсутствии воспитательно-корригирующих и лечебно-профилактических мероприятий патохарактерологическое развитие может проявляться чертами выраженной психопатизации личности со значительным снижением ее социальной активности.

Ссылка на основную публикацию
Психологические особенности ребенка с ДЦП 1
Психологические особенности ребенка с ДЦП В идеале умение гармонично сосуществовать с окружающим миром, должно прививаться каждому ребенку, вне зависимости от...
Прыщи на локтях основные факторы и лечение
Прыщики на локтях Угревая сыпь может иметь различную локализацию и проявляться по разным причинам. Часто фиксируются прыщи на локтях, служащие...
Прыщи на шее под челюстью у женщин и мужчин причины и лечение
Прыщи на шее у женщин: причины высыпания Высыпания на теле для многих людей - довольно привычное явление, одни к этому...
Психологическое здоровье человека (личности) понятие и важность
Что отличает психологически здоровых людей 1. ОНИ СПОСОБНЫ РАССМАТРИВАТЬ ДВЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Кто прав: я или вы? Она хорошая...
Adblock detector