Психология подростка 17 лет

Психология подростка 17 лет

Когда начинается переходный возраст и как вести себя с ребёнком

Уберите назидательный тон и включите уважение. Ваш подросток не издевается над вами — он просто взрослеет.

Какой возраст считается переходным

Переходным, или подростковым возрастом называют длительный и непростой этап превращения ребёнка во взрослого человека. ВОЗ относит Adolescence к подросткам детей и молодых людей от 10 до 19 лет. Переходный возраст охватывает период полового созревания, или пубертат, однако не ограничивается им. Ведь повзрослеть человек должен не только физически, но и психологически, а на это требуется больше времени.

Переход от детства к взрослой жизни делится на три этапа Adolescent Development : ранний, средний и поздний.

Ранний подростковый возраст: 10–14 лет

У детей начинается половое созревание, которое сопровождается интенсивным физическим ростом и развитием половых признаков. У девочек гормональные изменения запускаются PUBERTY на 1–2 года раньше, чем у мальчиков, и длятся в среднем 3 года, а у их одноклассников — 4. Ключевое здесь — в среднем. В норме процесс занимает от 2 до 6 лет.

Как понять Earlier Puberty: Age 9 or 10 for Average U.S. Boy , что ребёнок вступил в фазу пубертата? У девочек в первую очередь набухает грудь, чуть позже наступают месячные. У мальчиков увеличиваются яички. И у тех, и у других появляются Why is puberty starting younger? первые волоски на лобке.

В раннем подростковом возрасте дети живут сегодняшним днём. Они пока не умеют устанавливать How To Recognize The 3 Stages Of Adolescence причинно‑следственные связи между своими действиями и далекоидущими результатами. В эмоциональном плане школьники часто испытывают перепады настроения. Постепенно расширяется их круг общения: они выходят за рамки семьи и близких друзей, охватывая различные группы ровесников.

Средний подростковый возраст: 15–17 лет

Половое созревание завершается: физически тинейджеры могут продолжить род, но психологически они ещё не готовы к родительству. У девушек замедляется рост, а у парней он всё ещё бывает интенсивным.

Молодым людям уже удаётся решать сложные проблемы, они умеют заглядывать в будущее и планировать его. Им хочется оторваться от семьи, но в то же время необходимы родительская поддержка и чувство безопасности, которое дают им родные стены.

Центром социальной жизни становится компания сверстников. Подросток очень зависим от мнения друзей, они же часто становятся для него основными авторитетами.

Поздний подростковый возраст: старше 18 лет

Согласно разным источникам, этот период может длиться до 21 года и даже до 24 лет. К его завершению молодые люди начинают мыслить рационально, обретают эмоциональную стабильность и настоящую, а не мнимую независимость. Они способны строить свою жизнь самостоятельно, без помощи родителей, и в своих решениях опираются на себя, а не на мнение друзей. К слову, многие так и застревают в позднем подростковом периоде на всю жизнь.

Каковы особенности детей переходного возраста

На тинейджера обрушивается двойная нагрузка: с одной стороны, его штормит от гормонов, с другой — он взрослеет психологически и отрывается от семьи. В мозге у подростков происходит настоящая революция, которая выражается в следующих поведенческих особенностях Why 14 is the riskiest age for a teenager .

Их очень смущают пристальные взгляды

Тинейджеры чувствуют беспокойство, если знают, что за ними следят ровесники или родители. Они могут даже вспотеть от напряжения.

Они принимают невыгодные решения под влиянием компании

Подростки в возрасте 13–16 лет не так уж склонны рисковать, находясь наедине с собой. Другое дело — в компании сверстников. Они скорее нанесут себе вред, чем ударят в грязь лицом перед другими. Причём такое поведение наблюдается и в более позднем возрасте — вплоть до 21 года.

14 лет называют Why 14 is the riskiest age for a teenager самым опасным возрастом: подросток как никогда склонен рисковать и принимать необдуманные решения под влиянием ровесников.

У них ухудшается память

Некоторые исследования показывают, что в период с 12 до 14 лет подросткам сложнее даётся запоминание, и в результате может упасть успеваемость. Возможно, это происходит из‑за гормональной перестройки.

Их не мотивируют наказания

Нейропсихологи установили The Computational Development of Reinforcement Learning during Adolescence , что в возрасте от 12 до 17 лет наилучшим стимулом к хорошей учёбе выступают поощрения. А вот к наказаниям тинейджеры гораздо менее восприимчивы, чем люди в возрасте 18–32 лет.

Они находятся в поиске себя

Отсюда — склонность экспериментировать с внешностью: красить волосы, делать татуировки, вызывающе одеваться.

Как общаться с подростком

Переходный возраст нельзя отменить. Ваш ребёнок взрослеет, отдаляясь от вас, и это нормально. Готовьтесь постепенно отпускать его, поощряя попытки тинейджера найти себя и быть самостоятельным.

Вспомните себя в этом возрасте

Наверняка вы не были ангелом и здорово потрепали нервы собственным родителям. Если снова ощутите себя подростком, вам будет проще наладить мосты с ребёнком, которым управляют гормоны и мнение ровесников.

Поддерживайте увлечения ребёнка

Если подросток охотно разговаривает с вами о том, что его увлекает, — отлично. Значит, несмотря на гормональные бури, между вам сохранилась связь. Идеально, когда вы разделяете его хобби: вместе создаёте мультики на компьютере или играете в футбол. Но это совсем необязательно. Достаточно проявлять уважение к его выбору и искреннюю заинтересованность.

Помогите ему справиться с новым телом

Подростку непросто совладать со своим новым телом, которое слишком быстро меняется. Никогда не критикуйте его внешность. Наоборот — помогите тинейджеру принять и полюбить нового себя. Поддерживайте его самооценку, не сравнивайте с другими людьми. Поощряйте занятия спортом, а лучше — ходите на стадион или в спортзал вместе.

Не доставайте расспросами и советами

Подростков часто раздражают чрезмерная опека, назойливые советы и разговоры, похожие на допросы: где был? Чем конкретно вы занимались с друзьями? Что с тобой не так? Если ребёнок отвечает неохотно и односложно, смените тактику.

Меньше говорите, больше слушайте и давайте тинейджеру возможность высказаться. Выстраивайте диалог с ним, как с умным взрослым человеком, чьё мнение вам важно.

В обществе принято демонизировать тинейджеров. Нам не нравится, что дети, которые ещё вчера исполняли наши команды, вдруг начинают бунтовать и становятся независимыми. С этим трудно смириться.

Позволяйте совершать ошибки

Ослабьте контроль и перестаньте всё решать за подростка. Вы можете дать совет, рассказать о возможных последствиях неправильного шага, но позвольте тинейджеру ослушаться и набить свои шишки. В большинстве случаев он сможет извлечь урок. Только ни в коем случае не добивайте его фразой: «А я же говорил(а)…»

Чаще обнимайте

Каким бы колючим и отстранённым ни казался подросток, он периодически нуждается в телесном контакте с родителями. Объятия — это сигнал о заботе и безопасности. Единственное, не стоит лезть с нежностями на людях, особенно при ровесниках. Оставьте их для домашнего общения.

Принимайте тинейджера таким, какой он есть

В принципе, это правило касается общения с любым человеком, а не только с подростком. Не пытайтесь переделать его в соответствии со своими установками и взглядами. Он — отдельная личность, которую вы любите несмотря ни на что.

Каким должно быть правильное воспитание подростка

Воспитание подростка отличается от детей раннего возраста. Ведь, по сути, это уже сформированные личности, которые с каждым днем взрослеют, развиваются. Об этом свидетельствуют не только изменения в их внешности, фигуре, но и в поведении.

Большинство детей в возрасте 14 лет становятся неуправляемыми, упрямыми, замыкаются в себе. И это упущение родителей, которые пропустили момент, когда их ребенок повзрослел. Чтобы избежать проблем с подростком, следует знать, каких ошибок не стоит допускать в воспитании дочери, сына, и какие советы психолога следует взять на заметку.

Читайте также:  Эндопротез коленного сустава виды, цена, срок службы

Из этой статьи вы узнаете

Что за возраст

Подростковый возраст – это самый сложный период в жизни детей и их родителей. В этом возрасте ребенок переживает первые эмоции, влюбляется, проявляет себя как личность. Не всегда эти попытки удачны. Поэтому, несмотря на то, что дети хотят казаться самостоятельными, независимыми, они по-прежнему нуждаются в родительской поддержке, понимании и любви.

Этот сложный период длится не один год. Поэтому уместно разграничить его на три этапа и подробней рассмотреть каждый из них:

  • 11–14 лет – ранний период. Его можно назвать переходным, ведь именно в этом возрасте внутри ребенка борется два начала – детское и взрослое. Сын или дочь уже вроде как взрослые люди, но в их поведении проскакивают и детские черты.

В этот период дети особенно чувствительно воспринимают критику со стороны, очень зависимы от мнения окружающих. Больше времени проводят в кругу друзей, с которыми имеют общие интересы. Что касается успеваемости в школе, то она может снижаться по причине торможения процессов, отвечающих за память и внимание.

  • 14–16 лет – средний период. Для подростка 15 лет характерна чрезмерная эмоциональность, желание быть важным и значимым. В этом возрасте часто совершаются необдуманные поступки, ребенок может оказаться под влиянием социума. Поэтому такие изменения в его поведении, как отстраненность, замкнутость не должны остаться без внимания родителей.
  • 16–17 лет – поздний период. Ребенок становится взрослым человеком и об этом свидетельствуют его поступки. Ведь все меньше совершается необдуманных шагов, присутствует осознание и ответственность. Именно в 16–17 лет большинство подростков оканчивают школу и стоят перед сложным выбором, от которого зависит их судьба. В этот момент родители должны быть поддержкой и опорой.

Особенности воспитания мальчиков

14-летний ребенок требует к себе внимания, ищет в лице мамы или папы поддержку. Но не все родители это понимают. По их мнению, для того чтобы вырастить настоящего мужчину, нужно сделать его сильным, независимым, умеющим справляться со своими проблемами в одиночку.

Результат такой позиции, как правило, плачевный. Ведь ребенок оказывается без поддержки и ищет ее где угодно, только не дома. Чревато это связью с плохими компаниями, аморальным поведением и это еще не самое худшее из всего, что с ним может произойти.

Для того чтобы из мальчика получился мужчина необходимо обратить внимание на то, каким является воспитание подростков, типичные ошибки родителей, которые могут искалечить психику. Только исключив их, можно вырастить мальчика счастливым, заботливым, понимающим и мужественным.

Поэтому родителям не следует:

  • Брать за основу воспитания метод кнута. Ничего хорошего из этого не выйдет. Запрещая ребенку все, к чему имеют доступ его сверстники, можно породить в нем озлобленность на весь мир. Кроме уважения, которое родители хотят в нем воспитать, они получат ненависть и страх. Освободившись от такой опеки, мальчик может броситься во все тяжкие, чтобы наверстать упущенное. Положительных воспоминаний о юности, о которой можно было бы вспомнить в старости, не будет.
  • Проявлять чрезмерную заботу, опекать и защищать мальчика от всего и всех. Эту ошибку допускаю мамы детей, у которых неполные семьи. Таким способом они пытаются додать ту любовь, которую ребенок не получил от отца. Если вовремя не остановиться, а сделать это нужно до исполнения мальчику 14 лет, то вместо того чтобы вырастить мужчину, удастся сделать ребенка зависимым от мамы, которая решает все его проблемы, разбирается с обидчиками, решает судьбу.
  • Прибегать к сравнению. В подростковом возрасте все дети разные. Кто-то замыкается в себе, а кто-то становится открытым всему новому. Ошибкой родителей является постоянное сравнение своего чада со сверстниками. Такие нападки способны пошатнуть уверенность в себе, ребенок начнет подражать эталону, и потеряет себя. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка, наоборот, ему нужно вселить веру в то, что все у него получится, он преодолеет трудности, получит прекрасное образование и станет успешным человеком.
  • Противоречить себе. Если отец учит сына защищать девочек, уступать им, а сам обижает, избивает на его же глазах мать, то подросток в будущем перенесет эту модель поведения в свою семью.

То же самое касается учения нравственности, разговоров о том, что воровать плохо, в то время, как, например, с работы приносится что-либо незаконно.

Чтобы вырастить из сына мужчину, нужно показать ему на примере папы, каким он должен быть. Все остальные доводы будут напрасными. Ведь они не соответствуют примеру, который ежедневно наблюдает подросток.

Особенности воспитания девочки

Воспитание девочки подростка имеет некоторые отличия от мальчишеского. Но по-прежнему в четырнадцать лет девочка нуждается в любви и понимании со стороны родителей, а особенно мамы. В этом вопросе учесть следует советы родителям относительно того, каких ошибок допускать не стоит:

  • Воспитывать в строгости. Родители, боясь, что дочь свяжется с плохой компанией, рано начнет половую жизнь, которая может привести к ранней беременности, пытаются оградить свое чадо от всего этого. Поэтому загружают ее всевозможными домашними делами, учебой и прочим. Модель поведения в таком случае больше напоминает не семью, а начальника и подчиненного. Девочка не ощущает себя защищенной, любимой и начинает искать поддержку в чужих людях.
  • Разрешать все, баловать и потакать капризам. Если родители воспитывают дочь именно так, то они должны быть готовы к тому, что вскоре ее запросы возрастут, а любой отказ будет восприниматься как предательство. Из такой девочки вырастет женщина, которая не проявляет уважения к людям, заботится только о собственном благе. И в первую очередь пострадают от такого воспитания сами родители.

Последствия проявятся вскоре, в виде замкнутости дочери, желании избежать общения с мамой, а вопросы на интересующие ответы она вынуждена будет искать самостоятельно.

Успешная и счастливая женщина – это заслуга родителей, которые в свое время знали, как воспитывать девочку подростка, сохранили теплые и нежные чувства. А ведь это многого стоит.

Что советуют психологи

Сложный период в жизни подростка родители должны разделить вместе с ним. Но это не должна быть настойчивость, строгий контроль, самопроизвольное вмешательство в его дела. Любой родитель, у которого есть связь с ребенком, почувствует его состояние, и безмолвную просьбу о помощи. Начиная с 11–14 лет, родители должны:

    Как можно больше времени уделять ребенку. Несмотря на то, что круг его друзей с каждым годом становится шире, общение с родителями необходимо ему.

Они должны знать как можно больше о жизни ребенка, как и он об их.

Поэтому не стоит избегать заданных вопросов, ведь если они последовали, то имеют значение для собеседника. С помощью диалога можно узнать о жизни ребенка очень много: кто его друзья, какие у него увлечения, проблемы, радости.

  • Кроме общения с ребенком нужно проводить время. Совместные вылазки на стадион, в лес, кафе должны приносить удовольствие обеим сторонам.
  • Родители должны разделять интересы ребенка (в мерах разумного). Не стоит высказывать свое мнение, отличающееся от детского, по поводу его стиля, предпочтений, музыки. Сын (дочь) в возрасте 14 лет – это взрослый человек, который имеет собственные вкусы и убеждения. И все это ему будет приятно разделить с самыми близкими людьми.
  • С ребенком нужно общаться как со взрослым человеком. Он должен иметь свои обязанности по дому, помогать родителям. А они в свою очередь должны стать примером идеальной семьи, в которую ребенок всегда будет хотеть возвращаться. Ведь что может быть лучше, чем дом, в котором тепло и уютно, где родители любят друг друга, уважают, и в любой ситуации поддержат ребенка, не оставят наедине со своими проблемами.

Дети в любом возрасте нуждаются в понимании, а подростки больше всего. Ведь в этот период в них самих происходит масса изменений, с которыми они не всегда могут справиться самостоятельно. И их отдаление от родителей вовсе не говорит о том, что они больше не нуждаются в их поддержке и помощи.

Возможно, им как никогда нужен совет, крепкие объятия, но они просто не знают, как это продемонстрировать. Поэтому внимание со стороны родителей должно быть как никогда предельным. Важно показать подростку, что он любим, дорог своей семье, возможно, эти элементарные вещи помогут легче пережить этот период, не наделать глупостей, о которых придется жалеть.

Девушка подросток 17 лет

К подростковому возрасту обычно относят период между 12-13 и 18-20 годами. У представителей различных культур и эпох возрастной диапазон, характеризующий наступление пубертатного (подросткового) периода, может весьма разниться.

Чем же данный возрастной период отличается от других и что больше всего беспокоит родителей?

Надо сказать, что для подросткового возраста характерно, как правило, резкое начало. Еще вчера-это послушный и спокойный ребенок, усердно занимающийся в школе и с удовольствием посещающий различные кружки-секции, сегодня -угловатый, не знающий куда девать свои внезапно выросшие руки и ноги, раздражительный и агрессивный бунтарь, практически потерявший интерес к школе и забросивший ранее любимые занятия.

Девочки взрослеют несколько раньше, поэтому они практически всегда выглядят старше своих ровесников. На сегодняшний день обычным считается появление менструаций, изменение контуров тела, увеличение груди у 11-12-летней девочки. Бурные гормональные изменения сопровождаются интенсивным ростом тела, резким удлинением конечностей. Иногда подростки жалуются на возникшие в это время головокружения, тошноту, усталость и потливость. Меняется общий фон настроения: подросток становится раздражительным: любое слово, жест, интонация, с которой было произнесено какое-либо замечание, или поступок родителей может вызвать слезы, вспышку гнева или агрессию. Все это явления роста и они пройдут с окончанием подростковости.

Какие же проблемы пытается решить подросток своим бунтом?

Прежде всего подросток борется за “физическое” и психологическое отделение от родителей, за свою независимость. Он становится скрытным, в квартире все чаще старается уединяться, у него появляются свои секреты. Он подолгу, зачастую ночью говорит по телефону и очень сердится, если кто-либо мешает ему. Он не принимает советов от родителей и с трудом переносит любое вмешательство в свою жизнь.

Кроме того, подросток буквально “тонет” в своих сексуальных и агрессивных импульсах, которые могут быть направлены на своих братьев, сестер, родителей, учителей. Все фантазии предподросткового возраста актуализируются, отсюда-повышенный интерес к строению своего тела, к фильмам сексуального характера, книгам и журналам эротического содержания.

В течение подросткового возраста можно выделить три фазы:

Первая фаза-13-15 лет-начало подросткового возраста.

Вторая фаза-15-17 лет-это собственно подростковый возраст.

Третья фаза-17-20 лет-это поздний подростковый возраст.

Возраст 13-15 лет-самый трудный и для подростка, и для его родителей. Многое в поведении ребенка в этот период еще от предподростка (смотри предыдущий материал). Очень трудным психологическим моментом для некоторых родителей является наступление менструаций у девочек и эякуляции (семяизвержения) у мальчиков. Отношение подростка к этим физиологическим проявлениям организма зависит от степени доверия к родителям и от того, как сами родители воспринимают взросление своего ребенка. Важно суметь доступными словами спокойно объяснить подростку, что в этих процессах нет ничего страшного, грязного или постыдного, что показатель нормального взросления; дать почитать литературу, рассказать (ребенку своего пола), как это проходило у него самого. Очень важно помочь подростку принять наступившие в его организме изменения, связать их с понятиями женственности и мужественности, показать, как это может повлиять на его жизнь (для девочек-особенности личной гигиены, возможность наступления беременности). Родителям, имеющим проблемы, связанные с принятием себя, как мужчины или женщины, или при семейном запрете на обсуждение данных тем это будет сделать труднее. В таком случае может быть полезной консультация психолога или подросткового врача.

В отличие от предыдущих этапов развития, когда для ребенка самыми важными в жизни людьми были родители и другие близкие родственники, в подростковый период на первый план выходит мнение и оценка значимой группы сверстников. Любая точка зрения взрослого перепроверяется, подвергается критике или отвергается. Поэтому хорошо, если родители будут иметь представление о том, с кем общается и дружит их ребенок, чьим мнением дорожит.

Много копий ломается, когда речь заходит о том, как одеваться подростку, какую носить прическу и т.д. Современная мода предлагает множество стилей молодежной моды, подросток пытается найти свой или копирует стиль одежды своей группы, кумира музыки (Эминем-Маршалл Брюс Мэтерс, Бритни Спирс и др.). Здесь важно “не перегнуть палку”: позволить подростку самовыражаться, с одной стороны, и четко разграничить, какую одежду следует одевать в школу, а какую-на вечеринку, с другой. Поиск себя через одежду-это тоже попытки стать независимым, отделиться от родителей, и их надо если не принимать, то хотя бы уважать. Тоже самое можно сказать о прическе и макияже-научить подростка, куда можно, а куда не следует вызывающе или экстравагантно, по мнению родителей, причесываться и краситься.

В следующий раз мы продолжим разговор о подростковом возрасте и его особенностях.

Для подростков большое значение имеют танцы и телефонные разговоры, как социально приемлемые способы самовыражения.

Танцы-хорошая форма выражения себя для подростков, позволяющая сбросить избыток энергии, погасить сексуальные порывы. Танцевальные движения помогают соприкоснуться со своими фантазиями, но без реального воплощения их в жизнь.

Разговоры по телефону-это интимный контакт без телесного контакта, возможность покинуть дом, не покидая его. Подросток уединяется и ведет долгие телефонные разговоры, нередко вызывая раздражение и недовольство других членов семьи. И танцы, и телефон являются основными средствами сексуального самовыражения для младших подростков. Секс будоражит воображение, вызывает любопытство, но подростки пока не стремятся активно вступать в половые отношения из-за страха потерпеть фиаско (“вдруг не получится”, “она/он будет надо мной смеяться” и т.д.).

В наши дни 14-15-тилетние мальчики вступают в половые отношения зачастую не потому, что этого хотят, а под давлением сверстников (“так надо”, “все уже делают это”). Секс при этом носит чисто механический характер, не окрашен чувствами. К полноценным сексуальным отношениям подростки созревают где-то к 18 годам.

Для младших подростков характерно стремление к философским рассуждениям о смысле жизни, о смерти, о своем предназначении. Примерно в это время подросток начинает критически оценивать своих родителей, замечать не видимые ранее недостатки, протестовать против их образа жизни. Повышенное стремление к независимости, стремление делать все наперекор, по своему, нетерпимость к возражениям и критике в свой адрес создает предпосылки для конфликтов в семье. Эмансипационное поведение более выражено в семьях, где подростки подвержены чрезмерной опеке, мелочному контролю, лишены минимальной самостоятельности. Отдалившись от родителей, подросток находит себя в среде сверстников, но этого бывает недостаточно, и тогда он сближается с другими значимыми взрослыми (“обожание” в подростковом возрасте), либо создает фантазийные отношения со “звездой” музыки, кино и т.д., в том числе и фантазийные сексуальные отношения.

Вторая фаза подросткового возраста охватывает период между 15 и 17 годами. Это собственно подростковый возраст. Все, что было раньше, становится максимально выраженным, все проблемы максимально актуализируются. Напомним, в чем же состоят основные задачи подросткового возраста:

1). “Оборвать” связи с родителями, эмоционально отделиться от них, стать самостоятельной личностью.

2). Перейти к выбору гетеросексуального объекта.

3). Научиться не только “брать”, но и “давать” другим.

4). Научиться ответственности, умению заботиться о себе и, в конечном итоге, работать.

Все перечисленные задачи решаются параллельно и зачастую болезненно.

В возрасте 15-17 лет формируется собственное мировоззрение подростка, система ценностей, образ своего “я”, образ будущего. Построение собственных взглядов происходит в течение всего подросткового периода и начинается с отвержения и критики взглядов, моральных ценностей родителей, близких родственников и учителей. Главным для подростка становится мнение референтной группы, т.е. значимого для него круга сверстников. Все происходящее вокруг он/она воспринимает с точки зрения этой группы, иногда проверяя истинность суждений родителей. В неформальной группе сверстников подросток находит возможность нерегламентированного общения, самоутверждается, испытывает чувство причастности к своей возрастной когорте. Неумение найти свою группу может привести к возникновению комплекса неполноценности, ненужности. Чаще всего именно в группе подросток пробует различные формы “взрослого”, как он думает поведения: курение, эксперименты со спиртными напитками, секс, наркотики. Вместе с тем существует мнение, что чем подросток умнее, духовно богаче, душевно сложнее, тем меньше он испытывает потребность примкнуть к какой-либо группе и вполне удовлетворяется обществом одного-двух духовно близких друзей-ровесников или своим собственным.

Для подростков характерна колеблющаяся, нестабильная самооценка, меняющаяся в зависимости от мнения значимого окружения. Активизируются старые и появляются новые страхи: страх происходящих изменений в собственном теле, страх перед неопределенным будущим, боязнь половой близости, страх вступления в контакт с противоположным полом, общения. Физическое развитие подростка опережает его психологическое и эмоциональное созревание. Особенно сложно тем подросткам, которые по физическим параметрам либо сильно опережают своих сверстников, либо значительно отстают от них. В связи с этим тревоги и переживания этих подростков наиболее выражены. Они часто очень неуютно чувствуют себя в компании ровесников, нередко становятся объектами для насмешек и получают обидные прозвища. Те, чье развитие идет с опережением, могли бы сказать о себе так: “моей еще детской душе очень неуютно, плохо в большом, взрослом теле”. Те, кто отстает в физическом развитии, могут думать, что “а вдруг я навсегда останусь маленьким, от меня все отвернутся, я буду не такой, как все, и никому не буду нужен”. Это одни из самых сильных переживаний подросткового возраста.

В следующий раз мы продолжим разговор о подростках.

Необходимо сказать еще несколько слов об особенностях взаимоотношений между 15-17-тилетними девушками и юношами. Девушкам этого возраста свойственна романтическая влюбленность. Для них, как правило, на первом месте стоит потребность в душевной близости, взаимопонимании, в партнере они ценят нежность, преданность и чуткость.

У юношей идет процесс напряженного физиологического созревания, секс, как способ разрядки, играет важную роль в их жизни. Поэтому юноша может иметь теплые, душевные отношения с одной девушкой, а сексуальные-с другой или другими. Это широко распространено у подростков, но приводит к конфликтам с противоположным полом. Нередко подростки именно в это время приобретают гомосексуальный опыт, но, как правило, эти отношения носят транзиторный характер и чаще встречаются в закрытых учебных заведениях (военные училища).

Третья фаза подросткового возраста включает период между 17 и 20 годами. К этому возрасту у большинства подростков завершается физическое созревание. Психологическая зрелость наступает к 20-25 годам или не наступает вообще, и тогда подросток остается инфантильным, что впоследствии оказывает влияние на построение им своей собственной жизни-неумение создать семью, удержаться в коллективе, решать бытовые вопросы и преодолевать жизненные трудности.

Поздний подростковый возраст-это время поиска и выбора своей будущей профессии: подростки выбирают учебные заведения, сдают вступительные экзамены, ищут работу, учатся на всевозможных курсах. Планы на будущее становятся более реалистичными и определенными. В этот период юноши начинают обгонять девушек в интеллектуальном развитии, так как у них более выражены способности к абстрактно-логическому мышлению, чем у девушек. Подростки более терпимо относятся к своим родителям, принимают их уклад жизни, что не мешает им строить свою собственную жизнь отличной от родительской. Время бунта и протеста, как правило, уже позади. Основной итог-выбор своего жизненного пути, формирование системы ценностей, круга друзей, образа мыслей. Родителям бывает трудно и страшно признать за ребенком право на свой выбор, на свои ошибки. Нередко подростки начинают жить отдельно, снимать жилье или уезжают учиться в другой город. Именно с наступлением 18 лет связаны понятия уголовного и гражданского права, юридической ответственности. Для юношей-это время призыва и службы в армии.

На протяжении всего подросткового периода перед родителями нередко встает вопрос: не является ли поведение моего ребенка поводом для консультации специалиста-психиатра, психолога?

Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько нарушения поведения дезадаптируют подростка, насколько терпимо относятся к происходящему школа, семья, ближайшее окружение. Проконсультироваться со специалистом имеет смысл в следующих ситуациях:

1). Эпизоды саморазрушающего поведения (суицидные попытки, наркотизация, алкоголизация, отказ от пищи) или разрушающего, направленного на других людей или окружающую среду.

Одним из вариантов аутоагрессии является суицидное поведение. Свойственная подростковому возрасту фиксация на собственном “я”, увлечение проблемами смысла жизни, поиск своего места в ней вместе с бескомпромиссностью, однозначностью оценки проблемы и большим влиянием эмоций на интеллект, делают подростков группой повышенного риска в отношении разрешения трудных, с их точки зрения, ситуаций путем самоубийства. Ситуационно-личностные конфликты, которые могут привести подростка к суицидным мыслям, намерениям и даже к покушениям на самоубийство, достаточно многообразны. Постоянные незаслуженные упреки или унижения со стороны сверстников или школьных учителей при отсутствии доброго и теплого отношения и понимания в семье могут выработать у подростка пессимистическое отношение к миру, чувство безысходности и как единственную в его представлении возможность в разрешении ситуации-самоубийство. Инвалидизация или косметический дефект, несостоятельность в какой-либо сфере, в том числе сексуальные неудачи при неделикатном поведении партнера, падение престижа формируют чувство безнадежности и безысходности и, в силу названных выше психологических особенностей подросткового возраста, делают подобные личностные конфликты весьма суицидоопасными. Независимо от конкретных мотивов суицида, подростки, готовящиеся к нему, во многих случаях прямо или косвенно дают окружающим знать о своих намерениях. Это может быть стремление к уединению, написание последних писем за закрытой дверью, какие-то особенные интонации, с которыми начинают произноситься слова: “До свидания”, “Прости”. Чаще всего это не поза, а последний призыв о помощи, который в условиях дефицита чуткости редко бывает услышан. Суицидное поведение подростка во всех случаях, даже при явной его демонстративности, должно вызывать к себе серьезное отношение окружающих, т.к. в связи с неспособностью правильно оценить последствия своих действий, заведомо не планируемая смерть может стать свершившимся фактом.

2). Жестокое отношение к родным, животным.

3). Дезадаптация-невозможность быть успешным дома, в школе, конфликтность со сверстниками. Здесь все зависит от степени обширности дезадаптации, т.к. чаще встречаются преходящие, самостоятельно разрешаемые и неполные ее проявления.

Современная литература, написанная как для специалистов, так и для широкого круга читателей подробно рассматривает все этапы развития ребенка. Кроме того, задать интересующие их вопросы родители могут, обратившись в психологический центр по месту жительства.

Ссылка на основную публикацию
Психологические особенности ребенка с ДЦП 1
Психологические особенности ребенка с ДЦП В идеале умение гармонично сосуществовать с окружающим миром, должно прививаться каждому ребенку, вне зависимости от...
Прыщи на локтях основные факторы и лечение
Прыщики на локтях Угревая сыпь может иметь различную локализацию и проявляться по разным причинам. Часто фиксируются прыщи на локтях, служащие...
Прыщи на шее под челюстью у женщин и мужчин причины и лечение
Прыщи на шее у женщин: причины высыпания Высыпания на теле для многих людей - довольно привычное явление, одни к этому...
Психологическое здоровье человека (личности) понятие и важность
Что отличает психологически здоровых людей 1. ОНИ СПОСОБНЫ РАССМАТРИВАТЬ ДВЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Кто прав: я или вы? Она хорошая...
Adblock detector