Сенсорная интеграция нужна ли она моему ребенку БУ СО ВО «РЦ «Преодоление» Череповец

Сенсорная интеграция нужна ли она моему ребенку БУ СО ВО «РЦ «Преодоление» Череповец

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция (сенсорная интеграционная терапия) — процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определенного действия, принятия соответственного положения тела, и т.п.

При возникновении нарушений обработки сенсорных сигналов появляются дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также в поведенческих характеристиках ребенка.

Целью терапии сенсорной интеграции (СИ) является усиление, балансирование и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой.




Симптомы нарушения СИ

  • чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша);
  • избегание занятий с пластилином, рисования пальцами;
  • проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц;
  • неправильный захват карандаша;
  • сверхчувствительность к звукам, к свету;
  • трудности в обучении письму и чтению;
  • трудности с выслушиванием рекомендаций;
  • проблемы с обучением езды на велосипеде;
  • избегание катания на качелях, каруселях или чрезмерное увлечение этими играми;
  • затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов;
  • трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься;
  • низкий порог толерантности к близости другого лица;
  • слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности, расстройства мышечного тонуса;
  • слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики);
  • двигательная неуклюжесть;
  • трудности в концентрации, импульсивность;
  • быстрая утомляемость;
  • отказ от социальных контактов;
  • задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении;
  • слабая организация поведения, отсутствие планирования.

Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства.

Эти чувства предоставляют людям уникальный опыт и позволяют нам взаимодействовать друг с другом, участвовать в различных событиях. Они помогают нам понимать, что нас окружает, и реагировать на это. Они играют значительную роль в определении того, как мы должны вести себя в той или иной ситуации.

Представьте на секунду, что произойдет, когда одно или все ваши чувства вообще пропадут, либо станут настолько сильными, что нашему организму и мозгу просто невыносимо будет переносить такую нагрузку.

Для примера: представьте, что у вас пропал слух, либо наоборот: звуки стали настолько резкими и громкими, что это причинят нам невыносимые страдания. Такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции. Именно это происходит со многими людьми в спектре аутизма, а также других заболеваний, включающих в себя синдром задержки психомоторного развития.

Понимание влияния сенсорного ответа на самочувствие может помочь человеку в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.

Сенсорные секвенции (комплекс упражнений) создаются на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого пациента. В совокупности включаются упражнения на все основные виды восприятия:

  • тактильное (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела);
  • зрительное (упражнения в затемненной комнате, стимуляция зрения с помощью ярких предметов);
  • обонятельное (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности);
  • вестибулярное (повороты, кувырки, прыжки на пружинящей поверхности);
  • вкусовое (презентация вкусовых раздражителей);
  • проприочувствительность (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства).

Упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей, а при достижении определенных успехов (возможность привлечения и недлительного удержания зрительного внимания, выполнение простых инструкций) вводят элементы упражнений на крупную моторику, зрительно-моторную координацию, подражание.

Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. Ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях.

Эта методика доступна для занятий с детьми с самыми тяжёлыми и множественными отклонениями, для детей с тяжелейшими формами умственной неполноценности, для начальной коррекции детей после тяжёлых черепно-мозговых травм. Без этой методики невозможно представить себе занятия с детьми с ДЦП.

Сфера сенсорной интеграции – это, прежде всего, лечебный метод, поэтому использование родителями этой методики может быть возможно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после обучения родителей работе в данной методике и ТОЛЬКО под постоянным руководством специалистов по данному методу.

Методы сенсорной интеграции могут и даже ДОЛЖНЫ включаться как составная часть в занятия по любым иным методикам. Недооценить значение стимуляции сенсорного восприятия мира нельзя. Через развитие сенсорики мы даём ребёнку механизм познания мира.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕРАПИИ СИ

Благодаря старательно подобранным упражнениям в рамках терапии, ребенок может улучшить:

12 упражнений для сенсорной интеграции, которые понравятся вашему ребенку

В этой статье мне бы хотелось раскрыть тему сенсорной интеграции немного подробнее. Вы найдете подбору из 12 простых упражнений сенсорной интеграции, направленных на коррекцию трудностей в развитии ребенка.

`

Содержание:

  • Немного о сенсорной интеграции
  • Симптомы нарушения сенсорной интеграции, терапияметодом сенсорной интеграции
  • 12 упражнений для сенсорной интеграции
  • Onlineсопровождение ребенка в школе развития речи «Круг общения»

Немного о сенсорной интеграции

Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Этот процесс называется сенсорной интеграцией.

Расстройство сенсорной интеграции описывает ситуацию, когда этот процесс работает неправильно. Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через органы чувств.

Некоторые люди могут быть сверхчувствительными к обычным, казалось бы, вещам в окружающей среде. Обычные звуки могут быть болезненными или излишне громкими для них, легкое прикосновение ткани может раздражать кожу. Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции может казаться неловким, неуклюжим, иметь трудности с координацией движения. Таким детям сложно общаться, участвовать в разговоре или играть.

Дети с расстройством сенсорной интеграции испытавют значительные проблемы с обучением и если им не помочь, то их способность к успеху в учебе будет существенна снижена этими нарушениями. Кроме того, стресс, вызванный таким состоянием, может привести к тревоге, депрессии или проблемам с поведением. Проблемы сенсорной интеграции чаще выявляются у детей. Но они могут также повлиять на взрослых.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции, терапия методом сенсорной интеграции

Нарушение сенсорной интеграции может повлиять на одно или несколько из органов чувств, например, слух, осязание или вкус, человек может быть чрезмерно или недостаточно чувствительным в тех сферах, с которыми у них есть сложности.

Кому-то шорох карандаша по бумаге может причинить значительный дискомфорт, заставить кричать или закрывать уши. Другой может избегать прикосновения, либо носить одежду только определенных цветов, либо из определенных материалов и т.д.

Читайте также:  2 Инфекционная клиническая больница г

Кто-то не ест красное (борщ, свеклу, помидоры), а кто-то ест только хрустящее – чипсы, сухари, печенье.

Кто-то излишне чувствительный, а кто-то наоборот не обращает внимание ни на что вокруг.

Такие дети могут не реагировать на сильную жару, холод или даже боль.Многие с расстройством сенсорной интеграции в детстве страдают недостатком внимания из-за сложности сосредоточения. Они становятся тревожными по мере взросления. Эти дети часто плохо переносят перемены – новые места, новые правила. Они могут часто устраивать истерики или срывы.

Терапия методом сенсорной интеграции

Терапия зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Но в целом, задача помочь детям научиться использовать свои сенсорные системы для ежедневного взаимодействия. Которое они обычно не очень хорошо переносят и помогает им привыкнуть к предметам или явлениям, которые они не могут терпеть.

Лечение проблем сенсорной обработки называется сенсорной терапией. Цель сенсорной терапии состоит в том, чтобы бросить вызов ребенку в веселой, игровой форме, чтобы он или она могли научиться адекватно реагировать на изменения в окружающей среде.

Более подробную информацию о том, как самостоятельно проводить занятия по развитию активной речи ребенка дома, Вы можете прочитать в статье «Занятия по развитию речи дома». А далее представлены примеры упражнений для сенсорной интеграции.

12 упражнений для сенсорной интеграции

1.Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, и т.д.

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха. Вы можете замесить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

2. «Тяжелая работа»

Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Мальчики могут действительно испытывать терпение родителей, учителей и даже специалистов по терапии. Регулярные нагрузки для их нервной системы помогут им успокоиться. Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения малышам, получить необходимую нагрузку. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание. Таким малышам особенно полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление.

В целом, подобные упражнения необходимы всем детям! Но детям с реактивной нервной системой это необходимо вдвойне, ведь именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ваш малыш сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.

Совет: Всегда лучше чередовать задания, требующие усидчивости и активную деятельность.

Кстати, игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

3. Программы для сна:

Дети и взрослые с проблемами сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. Следующие изделия и виды деятельности могут оказать помощь в таком случае:

  • аппараты, производящие звуки природы;
  • аппараты белого шума;
  • ароматические лампы;
  • ночники, лава-лампы, пузырьковые трубы;
  • расслабляющая музыка;
  • утяжеленные одеяла;
  • физические нагрузки перед отходом ко сну;
  • вибрирующие матрасы и подушки;
  • спальные мешки.

4. Игры с водой и песком

Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией. Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит. Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их.

5. Вестибулярные движения

Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы. Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:

  • крытые батуты;
  • водные трамплины (бассейн или озеро);
  • качели;
  • раскачивающиеся игрушки;
  • самокаты;
  • скейты;
  • ролики;
  • шведская стенка;
  • большие терапевтические мячи.

6. Ароматерапия

Ароматерапия — это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Вам и малышу доставят удовольствия ароматические масла, свечи, диффузоры. Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит).

Совет: Если ваш малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята), и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.

7. Массажеры, вибрирующие игрушки

Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Вы редко встретите специалиста по оккупационной терапии, который бы работал с детьми, не используя вибрирующие изделия и игрушки. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка. Вот некоторые идеи:

  • вибрирующие подушки и матрасы для успокоения;
  • ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота);
  • ротовые массажеры;
  • массажные маты;
  • детские вибрирующие стульчики;
  • Массажные кресла и раскладушки;
  • вибрирующие зубные щётки.

8. Щётка Wilbarger

Внимание: это широко используемый, но очень особый вид лечения, который может быть применен только под руководством специалиста по оккупационной терапии. Для такого лечения требуется хирургическая щётка и чёткие инструкции о том, как и с какими интервалами, использовать её в течение дня.

Тем не менее, это – один из успешных методов лечения детей с тактильными и сенсорными проблемами. Одной из главных причин для использования этого метода является уменьшение чувствительности кожи, что помогает ребенку легче переносить другие сенсорные ощущения.

9. Игры с туннелями и палатками

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.

  • Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
  • Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
  • Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.
  • Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
  • Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).
Читайте также:  Бортики в кроватку для новорождённых своими руками инструкции по пошиву

10. Проприоцептивная деятельность

Количество таких занятий – почти бесконечно. Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.

Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях. Такие дети имеют проблемы как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать.

Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.

Проприоцептивное чувство – это огромная сфера для развития и лечения у детей с проблемами сенсорного восприятия, и очень часто такие проблемы можно решить ещё в самом раннем детстве.

12. Сенсорные комнаты

В каждой школе, клинике, доме, детском саду должны быть сенсорные комнаты, не важно есть ли у детей нарушения в сенсорном восприятии или нет. Всем полезно расслабиться и отдохнуть. Что же разместить в такой сенсорной комнате? Во многом это зависит от того, для кого вы её делаете, и каким пространством для этого располагаете.

Вот несколько идей:

• Магнитофон, воспроизводящий звуки природы
• Ароматические приспособления (диффузеры, лампы)
• Мягкие подушки и одеяла
• Пузырьковые трубы
• Кресла-мешки
• Массжаные кресла и маты
• Расслабляющая музыка
• Ночники, особые светильники, лава-лампы

Для тех, кто нуждается в дополнительной сенсорной стимуляции:

• Тактильные маты и мячи
• Кресла-качалки, гамаки, качели
• Вибрирующие раскладушки, подушки и игрушки
• Интерактивные пузырьковые трубы
• Прожекторы жидкого света
• Машины для мыльных пузырей
• Утяжеленные одеяла и игрушки
• Тактильные игрушки
• Свистки, свистульки, музыкальные инструменты
• Лестницы, шведские стенки, тележки, скейты

Игры подобраны по материалам:
http://www.sensory-processing-disorder.com/sensory-integration-activities.html
Перевод: Дейнега Екатерина

Скачать электронную книгу «Самые важные шаги для развития речи». В этой книге собран опыт практической работы с детьми с самыми различными нарушениями речи и изложить все это максимально понятно для обычного родителя.

Online сопровождение ребенка в школе развития речи «Круг общения»

Если вам сложно самим организовать занятия с ребенком дома или вы не знаете с чего начать – присоединяйтесь к нашей онлайн-школе развития речи «Круг общения» www.logoped-kids.tilda.ws

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда.

Сенсорная интеграция: как побороть трудности в обучении детей

Некоторым детям надо помогать в развитии навыков чуть активнее, чем другим. Наш блогер, дефектолог Евгения Филонова, рассказала о методе сенсорной интеграции, как и для чего его использовать и почему это важно для детей с СДВГ или нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Метод сенсорной интеграции, разработанный Джин Айрис, которая в 1998 году была удостоена звания гранд-дамы эрготерапии, в последнее время завоевал прочное место в профилактической и лечебно-реабилитационной практике по всему миру. Он направлен на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств.

Нарушения сенсорной интеграции проявляются в нарушении мозговых функций, в результате которых наблюдаются сложности в едином восприятии сенсорных сигналов.

Различают два типа сенсорных расстройств:

  • Элементарные сенсорные расстройства — нарушение различных видов ощущений (светоощущение, цветоощущение, ощущение высоты, громкости, длительности звука и другие). Они возникают при поражении периферического и подкорковых уровней анализаторной системы.
  • Сложные гностические расстройства — нарушение разных видов восприятия (восприятие формы предмета, символов, пространственных отношений, звуков речи и так далее). Возникают при поражении корковых полей.

Процесс компенсации элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счёт автоматической перестройки приспособительных реакций, осуществляемых в ЦНС.

Основная идея сенсорной интеграции — обеспечить возникновение сенсорных импульсов и контролировать их, особенно импульсы от вестибулярной системы, мышц, суставов и кожи в таком виде, чтобы ребёнок самостоятельно и непринужденно формировал необходимые реакции в ответ на сенсорные раздражители.

Если в процессе обучения основное внимание обращается на то, что ребёнок изучает, то в коррекции сенсорной интеграции — как он изучает и почему не может усвоить материал.

Причины нарушения сенсорной интеграции:

  • наследственность, предрасположенность к конкретным видам минимальных мозговых дисфункций (ММД);
  • социальные факторы;
  • состояния окружающей среды;
  • мутирующие вирусы, которые окружают нас и могут привести к ММД.

Нарушения, для которых рекомендован метод сенсорной интеграции

Метод сенсорной интеграции оказывает продуктивное профилактическое и лечебно-реабилитационное воздействие на такие нарушения, как СДВГ, нарушение поведения, тяжёлые нарушения речи, нарушение функций ОДА, дефицитарное развитие. Рассмотрим подробнее каждое из этих нарушений.

1. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Гиперактивность — первичный сигнал нарушения сенсорной интеграции. Данный диагноз ставят ребёнку в возрасте до семи лет в том случае, если на протяжении шести месяцев у него отмечались определенные отклонения поведения, например, непоседливость, многословие, привычка перебивать собеседника, вторжение в чужие игры и их дезорганизация, неумение соблюдать тишину, очередность, неспособность довести начатое дело до конца, непонимание опасных ситуаций, постоянные поиски нужных вещей и тому подобное.

11 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей

Посторонний наблюдатель может сделать вывод, что эти дети гораздо активнее обычных, однако эта активность ничем не мотивирована. Дети с рассеянным вниманием сталкиваются с огромным количеством проблем в школе. Пока окружающие сверстники не прекратят шуметь, пока рядом кто-то занят чем-то другим, ребёнок не может сконцентрироваться, не может работать в полную силу своих возможностей. В последние годы популяция этой категории растёт ускоренными темпами.

2. Дети с нарушением поведения

В основном в этой группе представлены отклонения социально-пассивного типа, проявления агрессивного типа чаще всего имеют причиной желание привлечь к себе внимание окружающих, когда это не удаётся сделать другими, положительными средствами. В обоих случаях можно констатировать депривационную обстановку «Делать было нечего…».

Читайте также:  Даниелян анжела вячеславовна – Даниелян Анжела Вячеславовна; Стоматологическая клиника Копейска; Кас

3. Дети с тяжёлыми нарушениями речи

Поскольку речевые функции зависят от многих сенсорных процессов, замедленность их развития и дезинтеграция негативно сказываются на общем ходе психического развития. Задержку и нарушения речи родители замечают гораздо раньше, чем другие, более серьёзные симптомы расстройств.

4. Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Состояние мышечной силы и двигательной координации зависит от раздражителей, которые доставляются к мышцам от вестибулярной и проприоцептивной систем, что делает тело подтянутым и полным энергии. Ребёнок с нарушением сенсорной интеграции часто кажется нездоровым из-за слабо развитого мышечного тонуса. Его неловкие движения часто ведут к недостаточной подвижности всего тела, нарушению мозжечковых функций, координации, потере чувства равновесия, появлению кинестезий. Он испытывает затруднения в удержании головы, вертикальной позы, может легко терять равновесие, ронять карандаш и даже падать со стула.

5. Дети с дефицитарным развитием

На первый взгляд, проблема сенсорной интеграции в данном случае заключается в том, что у ребёнка выявляются значительные трудности слухового и зрительного восприятия. Однако последующее изучение ребёнка показывает, что в основе слуховых и зрительных расстройств лежит нарушение интеграции ощущений от разных частей тела и вестибулярной системы. В онтогенезе одновременно с развитием перцептивных действий формируются и основные умственные операции: анализ объектов; сравнение (по форме, размеру, величине, цвету), обнаружение одинаковых свойств у разных объектов и нахождение разных качеств у родственных объектов; формирование обобщенных способов обследования посредством перцептивных действий (увидел, услышал, потрогал, попробовал — узнал).

Мышление детей зависит от качества и количества непосредственных переживаний и ограничено физическими действиями ребёнка. Характерными недостатками когнитивного развития у детей являются низкая познавательная активность, обусловленная патологической инертностью нервных процессов; неустойчивость обобщений вследствие широкой генерализации раздражителей и других факторов; трудности усвоения нового в связи со слабостью замыкательной функции коры головного мозга; узость, фрагментарность восприятия, нарушение его константности; уподобление представлений, недоразвитие опосредования опыта речью и другие.

Технология сенсорной интеграции

Сенсорная стимуляция + адаптация мозговых реакций в зависимости от неврологических потребностей ребёнка + вовлечение всех частей тела, которые подвергаются вестибулярной, проприоцептивной, тактильной стимуляции = технология сенсорной интеграции.

Цель — наладить процесс слаженной совместной работы различных отделов нервной системы, тем самым расширить компенсаторные возможности высшей нервной деятельности.

Главная задача — насытить окружающую обстановку такими предметами, которые предоставляли бы ребёнку возможность видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы и запахи, познавать устойчивость своего тела, развивать двигательные умения. Важно понимать, что воздействие только на интеллект, специально организованными заданиями, приводит к тому, что у детей грубеют чувства, слабеет воля, тускнеет сознание.

Как организовать использование метода сенсорной интеграции?

Без творческого подхода мы не сдвинемся и на долю сантиметра в организации сенсорной интеграции. Также необходимо иметь большую комнату, которая напоминает спортивно-игровую площадку, и крайне важно соблюдение правил безопасности (в первую очередь, мягкое покрытие).

На основе этого метода можно создавать разные варианты коррекционных занятий в игровой форме. Например, ребёнок сам раскачивается на качелях и играет в ладушки с взрослым, стоящим напротив.

При этом можно использовать рукавички различной тактильности — от пушистых до колючих поверхностей. Конечно, на первых порах следует использовать качели с креплениями, поперечными перекладинами. Достаточно интенсивный темп движения требует от ребёнка значительного зрительного и слухового внимания, высокой концентрации и координации всех функций.

Другой пример, лёжа поперёк в гамаке, в процессе движения (раскачивается сам или его раскачивают), ребёнок собирает разбросанные на полу предметы в одну (две) корзины или пытается что-нибудь нарисовать маркерами на большом листе бумаги в несколько приёмов.

Третий пример, буквы из твёрдого материала крепятся на липучках по всему пространству помещения, где проходит занятие. Ребёнок должен найти и последовательно принести буквы, необходимые для составления заданного слова. Вначале ему может попасться на глаза «не та» буква, вторая или третья в слове, он запоминает её месторасположение и возвращается к ней, когда подойдёт её очередь. Звукобуквенный анализ слова приобретает совершенно иную форму, более целесообразную с точки зрения возрастной психофизиологии.

В процессе движения, лазает ли ребёнок по канату или гимнастической стенке, катается на роликах или скейтборде, перед ним ставится определенная цель: найти пару, составить упорядоченный ряд из имеющихся объектов, изобразить что-либо, подать звуковой сигнал в условный момент и тому подобное.

Стимуляция и коррекция психофизического развития в условиях сенсорной интеграции проходит более эффективно, если ребёнок управляет своей деятельностью сам, в то время как педагог ненавязчиво формирует среду. Наиболее часто интеграция сенсорных ощущений происходит тогда, когда ребёнок прилагает усилия, чтобы достичь этого. Если ребёнок захотел действовать сам, то его мозг обычно справляется с организацией ощущений от этой деятельности. Обычно дети с проблемами интегративного плана интуитивно выбирают тот вид деятельности, который породит необходимые сенсорные импульсы и удовлетворит моторные потребности.

«Остеопатия и другие подобные методики лишь снижают родительскую тревожность». Невролог — о выгорании, детских инсультах и СДВГ

Обычно коррекционное занятие на основе метода сенсорной интеграции включает часть заданий, которые ребёнок выполняет сам, а часть — совместно с взрослым. Тактильная стимуляция может обладать как тормозящим эффектом, так и возбуждающим, в зависимости от того, какая часть тела раздражается данными импульсами, глубокая эта стимуляция или поверхностная. Почёсывание, поглаживание или растирание кожи посылают тактильные импульсы к различным частям мозга.

Может возникнуть вопрос, зачем посещать коррекционные занятия, если, включаясь во взаимодействие со средой, мозг способен развивать себя сам? Почему нельзя делать это дома или на игровой площадке во дворе? В норме, активно играя, дети обеспечивают себя необходимой сенсорной стимуляцией для деятельности мозга. Дети с неврологическими проблемами (ММД или нарушением сенсорной интеграции) не могут играть так же, получая те же впечатления, то есть ребёнок играет, но во время игры не осуществляется интеграция всех психических процессов. В результате мозг недостаточно развивается.

Ребёнку необходима специально созданная среда, где бы он мог компенсировать расстройства нервной системы, недостаток развития отдельных частей мозга. Благодаря эффективному сотрудничеству специалистов, родителей и самого ребёнка у него достигаются значительные улучшения в работе различных видов анализаторов, устраняются функциональные расстройства нервной системы без применения медикаментов.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылка на основную публикацию
Семь эффективных упражнений для здоровья глаз для тех, кто весь день сидит за компьютером
Очистить заказ Ваш заказ Компьютеры Климатотехника Промышленная автоматизация Стать VIP-клиентом Дилерам Сервисные центры Кредит Компьютеры Ваш заказ Компьютер так сильно...
Седативное средство Биокор Валериана Экстра таблетки — «Пара таблеток и вы спокойны, как удав
Валериана при беременности В условиях современной жизни прием валерианы для многих из нас стал нормой: стрессы, расстройства сна, переутомление, желудочные...
СЕКВЕСТР, СЕКВЕСТРАЦИЯ — Фрактал HD
Секвестр на рентгенограмме Ворончихин В. В., врач отделения лучевой диагностики 1 ,Волкова Н. В., зав. отделением лучевой диагностики 1 ,Санников...
Сенны экстракт сухой таблетки 300 мг инструкция по применению показания, противопоказания, побочное
Купить Сенна экстр. таблетки 300мг №10 в аптеках Цена действует только при заказе на сайте Цены на сайте отличаются от...
Adblock detector