Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками

Психологическая сказка как средство развития самосознания

Рубрика: Психология и социология

Статья просмотрена: 3880 раз

Библиографическое описание:

Михальченко, К. А. Психологическая сказка как средство развития самосознания / К. А. Михальченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 62-66. — URL: https://moluch.ru/archive/35/4060/ (дата обращения: 24.08.2020).

Последнее время к сказкотерапии тяготеет все больше и больше специалистов, от психологов до дефектологов. Применяют этот метод не только детские дошкольные учреждения, но и различные центры реабилитации инвалидов, детей с проблемами в развитии, исправительные учреждения и высшие учебные заведения. Может быть, действительно в наше трудное время, когда у многих из нас теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти свой Путь…

Борисова Е.М., Логинова Г.П. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6-8 классов: Пособие для учителей и школьных психологов. Обнинск, 1993. — 196 с.

Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самопознания через психологическую сказку. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.; Ось-89, 2007. – 144 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Развивающая сказкотерапия — СПб.: 2006. — 125 с.

Психологическая наука и практика образования: современные тенденции. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 16–17 апреля 2009 года. О.В. Александрова (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева – Красноярск, 2009. – 286 с. Н. Давлетбаева, Т.В. Дулисова Формирование адекватной самооценки младшего школьника посредством сказкотерапии.

Типы сказок в сказкотерапии

(Типология терапевтических сказок в помощь начинающему сказкотерапевту)

Сочиняя сказки в целях самотерапии и развития своего творческого потенциала, мы вскоре с удивлением обнаруживаем, что сочинённые нами сказки приносят пользу не только нам. Эти сказки с интересом слушают и просят пересказать ещё и ещё наши дети, наши ученики, наши пациенты. В конце-концов раз сочинённая сказка, выйдя из-под нашего пера, сразу же начинает жить самостоятельной жизнью.

Но сочинять сказки в рамках сказкотерапевтического тренинга можно по-разному — спонтан­но и туманно или со знанием дела. Знание, умение ориентироваться в типологии чего бы то ни было — ещё никому не повредило. Итак, давайте же приведём свои мысли в порядок, подступившись к типам сказок, используемых в сказкотерапии.

Их всего пять. Начнём по порядку.

Первый тип сказок. Дидактическая сказка

Дидактическая сказка — самая простая и ненавязчивая. Чаще всего её используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки скромна — передать ребёнку некое новое знание, умение, навык.

Ну а кроме прочего — показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка за­канчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен вы­полнить дома.

Круг знаний, умений и навыков, которым обучает дидактическая сказка, обширен. Это мо­жет быть замаскированный «под сказку» простой рассказ о том,

  • как и зачем нужно внимательно переходить дорогу,
  • как и зачем нужно поздравлять своих друзей с праздниками, например, с днём рождения,
  • как и зачем нужно научиться самостоятельно одеваться или заваривать чай,
  • как и зачем нужно убирать на место игрушки,
  • как и зачем нужно быть вежливыми с окружающими людьми.

Чаще всего функцию дидактической сказки выполняют короткие мультфильмы, сюжет кото­рых — прост и незамысловат и оттренировывает один-единственный навык.

Кстати говоря, дидактические сказки бывают и для взрослых людей (например, о необходи­мости пользоваться презервативами), но дидактические сказки для взрослых меньше распро­странены в силу того, что взрослые люди уже довольно скептически относятся к попыткам «расшевелить их» путём незамысловатой наглядной агитации в стиле «улицы сезам».

Ребёнок — совсем другое дело. Любое рутинное и скучнейшее для него занятие наполняется неземным волшебством и смыслом, если об этой рутинной вещи рассказать соответствую­щую сказку, «оживив», «одушевив» задействованные в ней предметы и процессы.

Второй тип сказок. Психологическая сказка

Психологическая сказка — чуть сложнее и одновременно — чуть проще. Психологическая сказка — это любая авторская история, содержащая вымысел. В этом заключается её простота. Но одновременно с этим, психологическая сказка имеет своей целью повлиять на лич­ностное развитие слушающего путём передачи важной информации в ярком метафориче­ском виде. В этом её сложность.

Так чем отличается дидактическая сказка от психологической? Да, собственно, только тем, что первый тип сказки концентрируется на обучении полезным навыкам, делам, действиям, бытовой стороне жизни.

А сказка психологическая полностью убирает быт из своих целей и задач. Психологическая сказка не будет учить Вас — как заварить свежий чай к маминому приходу. Психологическая сказка не станет рассказывать, как переходить улицу и как надуть шарики к дню рождения друга.

Но она сосредоточится на психологической стороне всех этих действий. Она сосредоточится на ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ слушающего и объяснит ему — зачем любить маму, зачем любить своих друзей и зачем вообще беречь свою молодую жизнь.

То есть, психологическая сказка «берёт шире». Человек, который понял, что маму нужно лю­бить, может теперь сам придумать несколько дел, помимо заваривания чая. Человек, кото­рый понял, зачем нужно беречь свою молодую жизнь, понял это не только в случае с перехо­дом улицы.

Третий тип сказок. Психокоррекционная сказка

Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека — как взрослого, так и ребёнка. Сначала в такой психокор­рекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива.

Читайте также:  Селен, его влияние на организм и использование в медицине

События, которые происходят с героями психокоррекционной сказки могут быть похожи на события обычной жизни, а могут звучать как несколько абстрактные метафоры.

Вот, например, возьмём всем известную сказку про крошку Енота. Когда он скалился и крив­лялся, смотря в ручей — ему казалось, что в ручье живёт чудище. Но как только он решил улыбнуться ручью, вместо чудища в ручье появился добрый и симпатичный друг. Здесь идёт речь о важности улыбки при встрече с миром — очень похоже на события обычной жизни.

А вот психокоррекционная сказка, звучащая как более сложная и более абстрактная метафо­ра.

«Идёт Волк по лесу — грустный-грустный и плачет. Навстречу ему Зайчонок. «Что ты пла­чешь, волк?» — спрашивает Зайчонок. «Никто меня здесь не любит» — отвечает ему Волк — «ухожу жить в другой лес».

«А свои страшные зубы ты с собой берёшь?» — спрашивает Зайчонок»

Сказки такого, второго типа нуждаются в обсуждении и прояснении. Здесь важно дать вы­сказаться первому — тому, кто эту сказку слушал. Очень часто мнение психотерапевта может расходиться с мнением слушателя. Тогда совместными усилиями они придумывают тот ва­риант сказки, который устроил бы обоих.

Четвёртый тип сказок. Психотерапевтическая сказка

Психотерапевтическая сказка — это жемчужина в короне сказкотерапии. Эти сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках — отношение человека к самому себе, к миру вообще и к другим людям. Цель психотерапевтической сказки — оказать своевремен­ную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, выле­чить психоэмоциональную травму. Чаще всего для создания психотерапевтических сказок используется арсенал религиозных духовных притч.

Я предлагаю всем, кто интересуется этим типом сказки в первую очередь обратиться к буд­дийским джатакам, а также к малоизвестным сказкам Андерсена.

Пятый тип сказки. Медитативная сказка

Медитативная сказка — самая сложная. Её под силу создать и рассказать (получив нужный эффект от слушательской аудитории!) лишь тем, кто одарён свыше даром рассказчика, боя­на, скальда, аэда, акына, Шахерезады . ну, в общем, дорогу эту осилит тот, кто «в своих прошлых жизнях», вероятно, рассказывал истории королям и пастухам, кого приглашали в дворцы и к ночному костру, и тот, кто уже в этой жизни, в далёком детстве доводил до ледя­ного ужаса соседей по койкам на мёртвом часе в пионерлагере, и кому не составит труда, держать в напряжении слушательскую аудиторию, рассказывая, в общем-то какую-то спонтанную ересь.

Итак, что требуется от медитативной сказки:

  1. Создание насыщенного эмоционального состояния у слушателей
  2. Создание ярких сказочных образов, которые без труда смогут визуализировать даже те, кто визуализировать не умеет.
  3. Разговор с бессознательным.
  4. Глубокое погружение слушающего в сказочный процесс.

Чего НЕ требуется от медитативной сказки:

  1. от неё не требуется иметь чёткий и ясный сюжет.
  2. Строгое начало и понятный конец.

Медитативная сказка работает с юнговскими архетипами. А вы знаете, какой главный при­знак у того, что перед нами -юнговский архетип? Главный признак — ничего не понятно!

Поэтому, чем туманнее и а»сумасшедшее» будут завихрения сюжета в медитативной сказке, тем ближе к Юнгу.

На что нужно ориентироваться, пытаясь сочинить медитативную сказку?

Ориентируйтесь на сны, если Вам снятся сложные, многоступенчатые сновидения — то на­чните с их художественного пересказа.

Медитативные сказки лучше всего работают тогда, когда их слушают в специально создан­ных условиях, способствующих а) релаксации и б) нагнетанию определённых психоэмоцио­нальных состояний.

Для чего рассказывают медитативные сказки?

Медитативная сказка обычно служит прологом, настроем к психотерапевтическому сеансу.

Однако она может выполнять и самостоятельную функцию — поднимать «наверх»материал Бессознательного, который нужно отрабатывать, пробуждать личностный потенциал челове­ка, служить подсказкой к принятию самостоятельного решения.

В этом смысле мне очень нравятся короткие сказки Толкина и сборник сказок Джоан Ро­улинг «Сказки барда Бидля».

Хотя. медитативные сказки — это мой любимый жанр, которому я отдаю нескрываемое предпочтение и в связи с этим, хочу предупредить: сокровищница, где хранятся медитатив­ные сказки отнюдь не исчерпывается Толкином и Роулинг. Ищите и обрящете.

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

СКАЗОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Психолог, работающий в школе, постоянно задает себе два вопроса: «что?» и «как?». В том смысле, что каждый раз в случае оказания психологической помощи ребенку специалист пытается разобраться в том, что, собственно, происходит и как помочь маленькому клиенту преодолеть возникшие трудности.

Поиски ответа на вопрос «что?» осуществляются с помощью многообразных методов психодиагностики, наблюдения, бесед с родителями и учителями. Когда же более или менее ясным становится ответ на первый вопрос, со всей своей чугунной простотой и неприступностью встает вопрос «как?». И перед ним многие школьные психологи, к сожалению, пасуют, поскольку от диагностики надо переходить на полный неожиданностей и риска путь психокоррекции и психотерапии.

ОТ МИФОВ К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Обогащение практической психологии новыми средствами эффективной работы с детьми, в частности, сказкотерапией, — отрадное явление последнего десятилетия. Теперь для ответа на пресловутый вопрос «как?» имеется красивый и эффективный метод.

До последнего времени практическая психология образования явно недостаточно использовала развивающий и психотерапевтический потенциал сказок. А ведь сказкотерапия оказывается эффективной в работе не только с дошкольниками или младшими школьниками, но и с подростками и старшеклассниками. Более того, существуют психотерапевтические сказки для учителей.

Читайте также:  Золофт детям - отзывы принимающих Антидепрессант ру

Даже простое чтение сказок (особенно специально созданных) дает удивительный эффект и помогает человеку преодолеть различные жизненные трудности. Отчего же это происходит? Попробуем разобраться, выделив разнообразные психологические трактовки содержания сказок. Рассмотрим позиции, объясняющие появление однородных сказочных мотивов.

Первая позиция, которую отстаивал М. Мюллер, заключается в интерпретации мифов (а следовательно, и волшебных сказок) в качестве искаженного отображения различных явлений природы.

Вторая позиция принадлежит Л. Лейстнеру (чуть позже тот же взгляд отстаивал Г. Якоб). Лейстнер показал взаимосвязь между основными сказочными и фольклорными мотивами и повторяющимися символическими снами.

Третья позиция, которую защищал А. Бастиан, заключается в рассмотрении основных мифологических мотивов как «элементарных идей» человечества, которые не передаются от одного человека к другому, а являются врожденными для каждого индивида и могут возникать в тех или иных вариациях в разных странах и у разных народов.

Четвертая позиция обоснована представителями аналитической психологии, идущей от работ
К.-Г. Юнга. Это, пожалуй, самая разработанная и авторитетная позиция.

Одна из наиболее ярких последовательниц юнгианского взгляда на природу волшебных сказок
М.-Л. фон Франц указывает на разницу между третьей и четвертой позициями: «Архетип — это не столько «элементарная идея», сколько «элементарная эмоция», элементарный поэтический образ, фантазия, а возможно, даже элементарный импульс, направленный на совершение некоторого символического действия».

М.-Л. фон Франц показывает важность эмоциональной составляющей при психологическом исследовании. Но она предупреждает, что при сугубо рациональном подходе происходит смешение разных архетипов: «Это похоже на то, что происходит при печатании наложенных друг на друга фотографий, которые уже никак нельзя представить в отдельности. Вероятно, нечто подобное происходит и в бессознательном, что обусловлено его относительной вневременностью и внепространственностью».

ИЗВЕСТНАЯ ТИПОЛОГИЯ

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. По ее мнению, сказки делятся на художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия — это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений и психологии, и педагогики, и психотерапии, и философии. Этим исследователем выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте).

Первый этап — устное народное творчество.

Второй этап — собирание и исследование сказок и мифов (К.-Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.).

Третий этап — психотехнический (применение сказки как повода для психодиагностики, коррекции и развития личности).

Четвертый этап — интегративный, он связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

ДИХОТОМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ

Как справедливо указывает Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Однако, на наш взгляд, такое многообразие аспектов свидетельствует о некоторых недостатках предлагаемой ею типологии сказок. Главным же недостатком является неясность критерия классификации.

Действительно, если народные сказки (и плюс к ним мифы, притчи, истории) отнесены к художественным, то получается, что они не могут быть психотерапевтическими, в то время как их терапевтический потенциал часто значительно превосходит возможности многих специально созданных в лечебных целях сказочных историй. Кроме того, остается не вполне ясным, почему группа «авторские» выделяется только в этом виде сказок, хотя очевидно, что они присутствуют и в других видах.

На наш взгляд, более правомерным было бы разделение всей совокупности сказок на фольклорные и авторские. При этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и психологические.

Основным критерием классификации может служить такой очевидный параметр, как цель воздействия сказки на слушателя (читателя).

ПСИХОСКАЗКА

Легко заметить, что мы ввели еще один вид сказок, которого нет в типологии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, — психологические сказки (психосказки).

Мы хотим обосновать допустимость рассмотрения нового вида сказки – сказки психологической (психосказки), которая не сводится ни к художественной (авторской), ни к психотерапевтической. Хотя, думается, такая сказка должна быть художественной по форме и содержать в себе психотерапевтический потенциал. Психолог-сказочник, балансируя на грани литературного творчества, дидактической работы и психотерапии, должен своей целью видеть создание особого сказочного психологического мира, понятного ребенку. Примерами могут служить замечательные психологические сказки Д.Ю. Соколова, А.В. Гнездилова.

Целями психологической сказки могут быть: раскрытие перед ребенком глубин его собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями, помощь на пути становления его личности.

Итак, в качестве рабочего определения психологической сказки можно принять следующее: это авторская история, содержащая вымысел, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей и содержащая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека.

ПОЛЕЗНЫЕ СРАВНЕНИЯ

Давайте сравним психологические сказки с дидактическими, психотерапевтическими и психокоррекционными. Такое сравнение поможет практическому психологу понять содержание каждого типа сказок и научиться сочинять сказки любого типа.

Психосказки и дидактические сказки

Сходство психосказок с дидактическими заключается в следующем.

Во-первых, в самом жанре сказки, который нужен для преподнесения некоторых новых знаний.
Во-вторых, в приеме одушевления абстрактных символов и создании образа сказочного мира, в котором они живут.
В-третьих, оба вида сказок раскрывают смысл и важность определенных знаний.

Различие между ними определяется следующими моментами.

Во-первых, если в дидактические сказки «упаковывается» учебный материал, связанный с объектами внешнего мира, то психосказки рассказывают о внутреннем мире человека — его душе, психике, и этот материал может быть как учебным (например, при изучении «Психологической азбуки»), так и личностно развивающим.
Во-вторых, в дидактических сказках одушевляются абстрактные символы «внешнего» мира (цифры, звуки, буквы, арифметические действия и т.п.); в психосказках — абстрактные символы, обозначающие «внутренние» психические феномены (мышление, память, способности, переживания и т.д.).
В-третьих, дидактические сказки практически всегда содержат определенное задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок; для психосказок это не является обязательным.

Психосказки и психокоррекционные сказки

Читайте также:  Что вызывает боль в животе выше пупка у взрослых и детей

Согласно Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. При этом под коррекцией она понимает «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Такая трактовка психокоррекции представляется не вполне справедливой, поскольку изменение поведения выступает целью ряда бихевиористски ориентированных направлений психотерапии (именно поэтому такие сказки на Западе носят название психотерапевтических историй). В этом случае стирается грань между терапией и коррекцией, теряется основание для выделения психокоррекционных сказок в отдельную группу. Однако если принять несколько иное понимание психокоррекции — как психологического воздействия на отдельные структуры психики с целью позитивного изменения, то такой вид сказок, как психокоррекционные, обретает право на существование.

Целью психокоррекционной сказки является продуктивное влияние на решение детьми и подростками психологических проблем, одним из последствий этого влияния должно стать изменение поведения.

Сходство психосказок с психокоррекционными можно найти в следующем.

Во-первых, и в том и в другом случае события, происходящие с героем (героями), должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей.
Во-вторых, ребенок через сказку обретает возможность осознать свои переживания, отдельные психологические характеристики.
В-третьих, альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в ней новые смыслы.

Обнаруживаются и существенные различия между этими типами сказок.

Во-первых, в психосказках отсутствует прямая аналогия между жизнью ребенка и жизнью сказочного героя в силу обобщенности сюжета.
Во-вторых, психосказка нацелена на личностное развитие ребенка путем осознания им своих особенностей; психокоррекционная сказка — на изменение психических структур ребенка в сторону, желательную для психолога.
В-третьих, в результате воздействия психосказки происходят более объемные трансформации в личности ребенка: изменяются не только конкретные поведенческие проявления, как в случае применения психокоррекционных сказок, но и смыслы и ценности.

Психосказки и психотерапевтические сказки

Сходство этих двух типов сказок, пожалуй, более значительно, чем различие.

Во-первых, и тот и другой тип сказки обращается к глубинному «Я» ребенка.
Во-вторых, такие сказки стремятся помочь человеку осознать отношение к самому себе, к миру, к другим людям, а при необходимости — изменить это отношение.
В-третьих, они оказывают психологическую поддержку и избавляют от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой.

Различия психологических и психотерапевтических сказок имеют, по-видимому, не принципиальный характер.

Во-первых, психологические сказки не являются прямой аналогией индивидуальных эго-процессов конкретного человека (разумеется, если не брать во внимание неизбежные проекции самого автора), а во многих психотерапевтических сказках подобные аналогии присутствуют.
Во-вторых, психологические сказки в большей степени, чем психотерапевтические, ориентированы на улучшение обычной жизни ребенка, на разрешение жизненных трудностей.
В-третьих, психологические сказки, как правило, пишутся психологом, а психотерапевтические часто создаются клиентом.

Психосказки и медитативные сказки

Сходство психологических и медитативных сказок заключается, прежде всего, в следующем.

Во-первых, и в тех и в других происходит глубокое погружение слушающего в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов.
Во-вторых, эти сказки необходимо читать и слушать не походя, не между делом, а в специально созданных условиях.
В-третьих, и те и другие сказки содержат в себе позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному.

Психологические сказки при этом могут быть медитативными (их также стоит слушать под музыку, закрыв глаза и погружаясь в состояние релаксации), а могут и не быть таковыми.
В последнем случае легко обнаружить различия между этими типами сказок.

Во-первых, в медитативных сказках отсутствуют конфликты и отрицательные персонажи, а в психосказках они вполне возможны.
Во-вторых, достижение релаксационного состояния при слушании психологических сказок, в отличие от медитативных, не является обязательным, напротив, психосказки могут иметь мобилизующий характер.
В-третьих, медитативные сказки могут обращаться не только к явлениям внутреннего мира человека, как психосказки, но и к внешним для него отношениям между людьми.

Таким образом, можно выделить психологические сказки как отдельный самостоятельный тип сказок, применяемый в области сказкотерапии. Их использование возможно при работе с детьми в рамках специальных программ, а также в различных конкретных случаях.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

В оформлении использованы иллюстрации Анны ПОПОВИЧ к русским сказкам

1. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. М., 1996.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
4. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 2000.
5. Франц, М.-Л. фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. СПб., 1998.

Ссылка на основную публикацию
Сифилис носа как проваливается нос
Диагностика и лечение сифилиса носа на разных стадиях патологии Венерические заболевания имеют широкие масштабы. Сифилис носа – одна из тяжелых...
Синяк под глазом у ребенка — правила первой помощи Мамоведия — о здоровье и развитии ребенка
Как быстро убрать синяки под глазами у взрослых и детей. Причины, средства лечения синяков и ушибов Синяки под глазами, а...
Синяки и отеки после блефаропластики сколько держатся и как быстрее убрать отечность и гематомы
Как убрать синяк за день Содержание: Синяки —одни из самых распространенных бытовых травм, которые легко можно получить. Синяк, особенно на...
Сифилитическая ангина фото, симптомы и методы лечения
Острый тонзиллофарингит Описание Цены Врачи Отзывы В ряде случаев лечением данного заболевания занимается терапевт или педиатр. Острый тонзиллофарингит (ангина) —...
Adblock detector