Социальное влияние внушаемость, конформизм, подчинение

Социальное влияние внушаемость, конформизм, подчинение

Диагностика конформизма — самостоятельности (ИСП-4)

Конформизм (подобный – лат.) – некритическое принятие и следование господствующим стандартам, стереотипам. Конформизм может вызвать страх, внушение.

Конформность – тенденция допускать влияние на собственное мнение (пытаться действовать так же, как действует большинство, по внутреннему убеждению) и даже восприятие преобладающего мнения, Отношения или убеждения под давлением со стороны других, которое может отражаться или не отражаться в поведении (возможны комбинации приспособленчества к внешним обстоятельствам).

Разновидности конформизма

Конформность внешняя – внешнее соглашение с мнением большинства при внутреннем противлении.

Конформность внутренняя – убежденность в правильности мнения большинства и своей собственной позиции.

Нонконформизм – высказывание собственного мнения идущего вразрез с общепринятым, порой вопреки здравому смыслу, исходя из духа противоречия.

Самостоятельность (отсутствие конформизма, соглашательства) – принятие решений, инициативность совершаемых действий исходя из собственных побуждений, способность противостоять внешнему давлению.

Инструкция для испытуемого: В протоколе после каждого из 80 высказываний надо отразить свою точку зрения по семи бальной шкале. При ответах ориентируйтесь на первую мысль, которая придет вам в голову. Спасибо за добросовестно проделанную работу.

Шкала оценок:

7 баллов – безусловно да, полностью согласен;

6 – да, согласен;

5 – возможно да, более согласен, чем не согласен;

4 – ответ нейтральный, нечто среднее между да и нет (прибегать к этому ответу не чаше одного раза на семь утверждений, а по возможности и вообще не использовать);

3 – возможно нет, более не согласен, чем согласен;

2 – нет, не согласен;

1 – безусловно нет, полностью не согласен.

Текст опросника

1. Я демонстративно показываю свое согласие с мнением окружающих, чтобы не оказаться в изоляции.

2. Выражая согласие с окружающими, я пытаюсь обосновать их точку зрения.

3. Я всегда поступаю наперекор общепринятому мнению.

4. На меня бесполезно оказывать давление, я самостоятелен в принимаемых решениях.

5. Я принимаю чужую точку зрения, чтобы избежать наказания.

6. Принимая распоряжение начальника, я исхожу из того, что глупого человека руководителем не назначат.

7. Так уж случается, что если большинство «за», то я «против».

8. Я независим от мнения большинства.

9. Я солидарен с мнением большинства, так как от этого зависит дальнейшее одобрение моих действий.

10. Я уверен, что мнение большого коллектива ошибочным быть не может.

11. Я всегда сомневаюсь и склонен отстаивать противоположную точку зрения.

12. Мне трудно внушить что-нибудь против моей воли.

13. Чтобы не выглядеть «белой вороной» я соглашаюсь с мнением группы.

14. Я всегда прислушиваюсь к мнению пожилых людей, имеющих больший жизненный опыт.

15. Я негативист и в первую очередь пытаюсь найти уязвимые места у оппонента.

16. Деньги лишь средство для проявления моей независимости и самостоятельности.

17. Я соблюдаю нормы принятые в группе, даже если они мне не по душе.

18. Распоряжение начальника я стараюсь сделать намного лучше и быстрее.

19. Даже ощущая свою уязвимость, я буду идти до конца в отстаивании своей позиции.

20. Я прислушиваюсь к мнению окружающих, но решения принимаю самостоятельно.

21. Для меня важен внутренний покой, я не высказываю своего несогласия.

22. Я буду действовать также, как и сознательное большинство.

23. Даже возможное наказание не заставляет меня изменить своих взглядов.

24. Принимая решение, я рассчитываю только на собственные силы.

25. Буду как и все поддерживать кандидатуру выбираемого лица, хотя он мне лично не симпатичен.

26. Кто не с нами, тот против нас.

27. Чем больше на меня оказывают давление, тем ожесточеннее я сопротивляюсь.

28. Я проявляю инициативность только тогда, когда считаю это нужным.

29. Я поддержу начальника, чтобы не вылететь с работы.

30. Я принимаю чужую точку зрения, как более обоснованную.

31. Чем более авторитетное мнение, тем больше я пытаюсь отыскать в нем уязвимые места.

32. Я выступаю с критикой, если считаю себя правым.

33. Я могу чисто эмоционально (мимически или в жестах) выразить согласие с мнением говорящего человека, однако при этом я внутренне буду против.

34. В своем поведении я стремлюсь соответствовать требованию других людей.

35. В отстаивании своей позиции меня не останавливают возраст и заслуги собеседника.

36. Я могу взвешенно отнестись к своей самооценке.

37. Зачастую при выражении внешнего согласия, я имею противоположное мнение.

38. Я автоматически подчиняю свое мнение стандартам принимаемых решений.

39. Порой меня как будто «черт» подталкивает, знаю, что не прав, но иду напролом.

40. Моими поступками руководит чувство ответственности.

41. Если окружающие смеются неприличной шутке или анекдоту, я тоже смеюсь.

42. Я без внутренних конфликтов принимаю мнение группы.

43. В любом конфликте пытаюсь отстаивать свою позицию, даже если сомневаюсь в ее правильности.

44. Я свободен в принятии собственных решений.

45. В конфликте между преподавателем и группой я буду поддерживать мнение группы, даже если мы не правы.

46. По своему характеру я коллективный человек и всегда отстаиваю мнение большинства.

47. Для меня очень важно найти ошибку у лидера, начальника, компетентного лица.

48. При разрешении конфликтных ситуаций я полагаюсь на собственное мнение.

49. Я могу закрыть глаза на моральные устои, требования этики, так как без приспособленчества в наше время не проживешь.

Читайте также:  Опыт лапароскопической холецистэктомии при патологии желчного пузыря

50. Порой я уступаю желаниям других людей, не меняя своих истинных убеждений.

51. Дух противоречия толкает меня на поиск других путей решения общепризнанной проблемы.

52. На меня не давит мнение «большинства – меньшинства», я исхожу из целесообразности решаемого вопроса.

53. Мой принцип – прояви внешнее согласие, иначе будешь отвергнутым.

54. По натуре я мягкий человек и соглашаюсь с приводимыми доводами.

55. К сожалению, большинство распоряжений, отдаваемых мне, идут вразрез с моими интересами.

56. Я не могу некритически изменить свое мнение в соответствии с требованиями большинства.

57. Я буду следовать моде, если даже она мне не по душе.

58. Мои родители всегда отличались лояльностью к существующим порядком в обществе.

59. Меня практически невозможно заставить что-либо делать против моей воли.

60. Я могу пойти против мнения коллектива, если уверен в собственной правоте.

61. Я промолчу, даже если мнение руководителя будет явно ошибочным.

62. Я подчиняюсь мнению большинства и не чувствую в этом ущемления своей самостоятельности.

63. Мое несогласие с мнением большинства порой возникает от того, что я не могу высказать собственной позиции.

64. Выбор будущей профессии – это мой собственный, самостоятельный выбор.

65. Чтобы улучшить взаимоотношения в группе я лучше подальше спрячу собственное мнение о некоторых ее членах.

66. Принимая мнения большинства, я нахожу убедительные доводы подтверждающие его правильность.

67. Вне зависимости от истинности я буду любой ценой отстаивать собственные убеждения.

68. Я не подчиняюсь силовому давлению и отстаиваю собственную позицию.

69. Исходя из коньюктурных соображений я могу открыто поддержать неверную позицию другого человека.

70. Я склонен прислушиваться в большей степени к мнению большинства, чем к собственным ощущениям.

71. Я не нуждаюсь в одобрении окружающих и поэтому свободно высказываю свою точку зрения.

72. Я не пойду на уловки и лучше потерплю поражение (получу плохую оценку и т.п.).

73. Я лучше откажусь от собственного мнения, чем буду отстаивать его.

74. Человек не принимающий мнения окружающих – это эгоцентрик, думающий только о себе.

75. По натуре я бунтарь.

76. Мною руководит совесть и моя свободная воля.

77. Я буду отстаивать позицию другого человека, чтобы использовать это в дальнейшем в своих интересах.

78. У меня никогда не возникало желания разделить мнение сомневающегося меньшинства.

79. У меня нет стремления поступать правильно.

80. Считаю, что зависимость от окружающих, это один из путей в рабство.

Ключ и интерпретация полученных данных

Диагноструются различные формы конформизма:

К – конформность внешняя;

Квн. – конформность внутренняя;

Н – нонконформизм;

С – самостоятельность.

Сопоставляются конечные суммы по вертикальным столбцам:

20-59 – слабое проявление характеристики;

60-99 – ситуативное проявление;

100-140 – выраженность качества, устойчивость его проявления.

Бланк для ответов

ИСП-4 7-безусловно да; 6-да»; 5-возможно да; 4-среднее; 3-возмо-жно нет; 2-нет; 1-безусовно нет.

К

Квн

Н

С

Кб

Тест «Глазомер»

Инструкция исследователю

Данное задание, кроме определения внушаемости, явилось экспериментальной попыткой проверки связи между внушаемостью и длиной инструкции. Используя длинную и короткую инструкции, испытуемым предла­галось определить, какая из двух геометрических фигур больше. На самом деле предлагаемые фигуры были одинаковыми. Задание выполняется в 2 сериях.

В процессе сравнения фигур в первой серии у испытуемых могут возникнуть вопросы о возможном равенстве фигур, на что экспериментатор должен ответить примерно следующее: «Задание выполняется самостоятельно, в инструкции все сказано. Ответы на вопросы только после выполнения задания».

Реквизит

Каждое задание помещалось на отдельной странице книжки размерами 10,5х15 см. Фигуры помещались внизу каждой странице. Диаметр круга, сторона квадрата и основание равностороннего треугольника были по 22 мм. (см. рисунок).

ЗАДАНИЕ 1 Вам предлагается сравнить по размеру два круга черного цвета А и В. На первый взгляд Вам может показаться, что эти два круга одинакового диаметра, но внимательно присмотревшись можно отметить, что один из них меньше (очень незначительно) по размеру, чем другой. Какой круг меньше по размеру А или Б ? А Б ЗАДАНИЕ 2 Один круг меньше! Какой? А Б
ЗАДАНИЕ 3 В данном задании Вашему вниманию предлагаются два равносторонних треугольника черного цвета. При пристальном рассмотрении каждого из них можно заметить, что они разные по размеру. Один из треугольников чуть больше другого. Какой из предложенных треугольников больше? А Б

Инструкция испытуемому

Задание выполняется вами самостоятельно.

Предупреждение!

Переворачивайте следующую станицу книжки только после выполнения задания и внесения своего мнения в протокол ставя соответствующий знак (Например: а > б и т.п.).Засеките время начала – Т1 (и окончания – Т2) выполнения 6 заданий. Внимательно прочитав инструкцию к заданию на стр. 1, отразите свое мнение в бланке для ответов. Переверните страницу и проделайте аналогичную операцию с другими заданиями. Сообщите об окончании выполнения работы.

Инструкция экспериментатору

После завершения первой серии вы говорите испытуемому, о том, что вопрос, в общем-то, был обоснованным. Если вопроса не было, то просто говорите о том, что: «Различия в размере фигур составляет очень маленькую величину (порой меньше 0,1 мм.) и не каждый человек способен уловить эту разницу. Поэтому я ввожу новое условие о возможном, гипотетическом равенстве отдельных фигур и прошу провести сравнение более внимательно еще один раз. Не забудьте засечь время».

Бланк для ответов

«Глазомер» Поставить знак между сравниваемыми фигурами

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 141 ;

Исследования конформности

Понятие о конформности. Внешняя и внутренняя конформность.

Вообще конформность некритическое подчинение личности групповому давлению. Выделяют внешнюю и внутреннюю конформность. Внешняя конформность – когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает сопротивляться мнению группы. Внутренняя конформность (подлинный конформизм) – когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в её пользу.

Майерс определяет конформизм как изменение поведения или убеждений в результате давления группы — проявляется в трёх формах. Уступчивость — это внешнее следование за группой при внутреннем несогласии. Одобрение — это полное соответствие убеждений и поступков социальному давлению. Повиновение – процесс подчинения явно выраженным приказам.

Женщины примерно на 10% конформнее мужчин, дети, чем младше, тем конформнее; стабилизируется примерно в 14 лет. Наиболее конформны музыканты играющие с дирижёром. Люди психически неустойчивые проявляют меньшую конформность.

Конформизм — изменение поведения или убеждений в результате давления группы — проявляется в трёх формах. Уступчивость — это внешнее следование за группой при внутреннем несогласии. Одобрение — это полное соответствие убеждений и поступков социальному давлению. Повиновение – процесс подчинения явно выраженным приказам.

Женщины примерно на 10% конформнее мужчин, дети, чем младше, тем конформнее; стабилизируется примерно в 14 лет. Наиболее конформны музыканты играющие с дирижёром. Люди психически неустойчивые проявляют меньшую конформность.

Три классических эксперимента показывают, каким образом социальные психологи изучают конформизм и то, в какой мере люди могут быть конформными. Музафер Шериф обнаружил, что суждения окружающих влияют на оценку испытуемых кажущегося смещения точечного источника света. Норма «правильных» ответов возникает в процессе эксперимента и сохраняется в течение длительного периода времени, распространяясь и на сменяющиеся «поколения» испытуемых. Такая способность к групповому внушению, выявленная в лабораторных условиях, аналогична внушаемости в реальной жизни.

Соломон Аш использовал тестовое задание, которое предполагало настолько же однозначный ответ, насколько двусмысленным было задание Шерифа. Аш позволял участникам эксперимента слышать суждения других людей о том, какой из трех сравниваемых отрезков равен эталонному, а затем самим высказывать собственное мнение. В том случае, когда «подсадные» участники эксперимента единодушно давали неверный ответ, испытуемые проявляли конформизм в 37% случаев.

Процедура Шерифа выявляет одобрительный конформизм; эксперимент Милграма, напротив, выявляет крайнюю форму уступчивости. При наличии ряда условий, способствующих проявлению уступчивости, а именно: легитимности авторитета, его пространственной близости к испытуемому, удаленности жертвы и, наконец, при отсутствии кого-либо, способного подать пример неподчинения, — 65% взрослых испытуемых мужского пола полностью подчинялись приказу совершить по отношению к невинной жертве, кричащей в соседней комнате, то, что они считали нанесением травмирующего удара током.

Эти классические эксперименты продемонстрировали силу социальных влияний и ту легкость, с которой уступчивость влечет за собой одобрение. Зло не просто дело рук плохих людей в этом нашем лучшем из миров, оно также является результатом могущества ситуаций, которые вынуждают людей соглашаться с неправдой или капитулировать перед жестокостью.

Когда проявляется конформизм: Одни ситуации порождают больший конформизм, другие — меньший. Если требуется добиться максимального конформизма, то какие условия для этого следует создать?

Социальные психологи заинтересовались следующим обстоятельством: если даже в экспериментах Аша, где отсутствовало принуждение, а задания были сформулированы достаточно однозначно, уровень конформизма достигал 37%, можно ли в других обстоятельствах добиться большего? Вскоре исследователи обнаружили, что степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность. Чем меньше мы уверены в своих взглядах, тем восприимчивее оказываемся к влиянию окружающих.

Кроме того, исследователи обнаружили, что большое значение имеет характер группы. Степень конформизма выше, когда группа состоит из трёх и боле человек и при этом является сплочённой, единодушной и обладает высоким статусом. Уровень конформизма также выше, когда ответ должен даваться публично и когда испытуемые не делали предварительных заявлений.

Эксперименты раскрывают две причины конформизма. Нормативное влияние является результатом стремления человека быть принятым группой. Информационное влияние возникает как следствие суждений окружающих о существующей реальности. Тенденция проявлять большую степень конформизма при публичных заявлениях соответствует нормативному влиянию, а тенденция проявлять более высокий уровень конформизма при решении трудных задач соответствует информационному влиянию.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1624 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Определение уровня конформности

Для изучения конформности был выбран опросник Т. Лири “Диагностика межличностных отношений” (ДМО), в адаптации Л.Л. Собчика.

Метод диагностики межличностных отношений представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири, автор которой является последователем идей Салливэна. Теоретический подход Г.С. Салливэна к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих лиц, под влиянием которых происходит его персонификация, то есть формирующая личность идентификация со «значимыми другими». В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в определенном стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, американский психолог Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8-ми общих или 16-ти более дробных (не оправдавших себя на практике) вариантов межличностного взаимодействия.

Соответственно разным типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов, их количество составляет 128.

Тест был задуман как подспорье для клинической диагностики и проходил проверку на валидность сопоставлением данных методики с результатами обследования с помощью ММР1. В период работы над созданием адаптированного отечественного варианта теста была обнаружена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенными Лири, и определенными индивидуально-личностными паттернами, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками.

В связи с этим правомерно считать метод ДМО вариантом опросника, рассчитанного на субъективную самооценку испытуемого и оценку им значимых других.

Факторы метода интерперсональной диагностики обнаружили высокую корреляционную связь с ведущими типологическими тенденциями. Сопоставление восьми октантов метода ДМО (каждый из которых выявляет определенный стиль межличностного взаимодействия индивида с окружающей средой) с системой координат, отражающей структуру индивидуально-личностной типологии, показало достоверность их сопряженности (r = 0,73).

Кроме того, данные, полученные с помощью метода ДМО, позволили по-новому подойти к проблеме самооценки, критичности и самоконтроля личности, а также значительно обогатили социально-психологическое исследование малых групп, о чем будет подробно рассказано ниже.

Метод диагностики межличностных отношений отличается от оригинальной методики Т. Лири в основном интерпретационным подходом. Также была проведена работа по адаптации вербального стимульного материала методики. Разработан более удобный и быстрый способ регистрации и подсчета данных, кроме того, значительно расширена сфера применения теста в контексте социометрического исследования.

Первые публикации по применению метода интерперсональной диагностики и его адаптированного варианта в нашей стране относятся к 1972 г была проведена работа по изучению стиля межличностного взаимодействия в спортивных командах [17].

Опросник содержит 128 лаконичных характеристик, по которым испытуемый сперва оценивает свое актуальное «Я» на момент обследования. Каждая из этих характеристик имеет свой порядковый номер. В модифицированном варианте методики предусмотрена специальная сетка — регистрационный лист, на котором номера от 1 до 128 размещены таким образом, чтобы дальнейший подсчет баллов по каждому из восьми октантов был максимально упрощен. Оценив себя по пунктам опросника, испытуемый должен на сетке зачеркнуть крестом номера, соответствующие тем чертам, которые он у себя обнаружил, оставляя незачеркнутыми остальные номера, соответствующие отсутствующим у испытуемого свойствам.

Инструкция: «Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то зачеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальные внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования. Итак, какой Вы человек?»

После того как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8-ми вариантам межличностного взаимодействия. Для этого используется Ключ, с помощью которого выделяются блоки по 16 номеров в каждом, формирующие 8 октантов.

Количество зачеркнутых испытуемым номеров в каждом блоке вносится в таблицу количественных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант стиля межличностного поведения.

I. Властный-лидирующий. Умеренные показатели (до 8 баллов включительно) отражают уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, свойства руководителя. При более высоких баллах (до 12 баллов) — нетерпимость к критике, переоценку. собственных возможностей, при баллах выше 12 — дидактический стиль высказываний, императивную потребность командовать другими, черты деспотизма.

II. Независимый-доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего (при умеренных показателях в пределах 8-ми баллов) до самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими (9-12 баллов), с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе — выше 12.

III. Прямолинейный-агрессивный. В зависимости от степени выраженности показателей этот октант отражает искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость (высокие баллы).

IV. Недоверчивый-скептический. Для этого стиля межличностного поведения характерны реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов), которые перерастают в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, с недовольством другими и подозрительностью (при показателях 12-16 баллов).

V. Покорный-застенчивый. Отражает такие особенности межличностного поведения как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких показателях — полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.

VI. Зависимый-послушный. При умеренных показателях — потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях — сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.

VII. Сотрудничающий-конвенциальный. Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность степени выраженности данного стиля проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

VIII. Ответственный-великодушный. Этот вариант межличностного поведения проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности (до 8 баллов). Высокие баллы свидетельствуют о мягкосердечности, сверхобязательности, гиперсоциальности установок, подчеркнутом альтруизме.

Ссылка на основную публикацию
Состав и свойства слюны человека
В состав слюны входят ферменты расщепляющие Вопрос из теста: Тесты для акушерок 801-1200 вопрос Обращаем внимание что в различных регионах...
Сон младенца почему маленькие дети много спят
Сонный ребенок или синдром «хорошего малыша» Кто из родителей не мечтает проспать всю ночь не просыпаясь после рождения ребенка? Кто...
Сонник Глисты, живые, белые, длинные
К чему снятся глисты Если Вам снятся глисты, значит, вскоре на жизненном пути возникнут преграды. Избавление от паразитов предвещает победу...
Состав и свойства сока поджелудочной железы
Поджелудочный сок и его значение Роль поджелудочной железы в пищеварительном процессе определяется ее внешнесекреторной деятельностью, то есть выделением поджелудочного сока...
Adblock detector