Техника выполнения катетеризации мочевого пузыря

Техника выполнения катетеризации мочевого пузыря

ПРОВЕДЕНИЕ КАТЕТЕРИЗАЦИИ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ МЯГКИМ КАТЕТЕРОМ У ЖЕНЩИН

Цель:

Показания: по назначению врача.

Противопоказания:

1. Травмы мочевого пузыря.

2. Острое воспаления мочевого пузыря.

Оснащение:

1.Стерильный катетер

2.Стерильные салфетки и ватные шарики

3.Стерильные перчатки (2 пары)

4.Стерильное вазелиновое масло.

5.Раствор фурациллина (1: 5000) стерильный

6.Ёмкость с дез. раствором для отработанного материала

7.Пелёнка

8.Клеёнка

9.Ёмкость для сбора мочи (судно)

10.Лоток стерильный и не стерильный

Рис.1. Катетер для проведения катетеризации мочевого пузыря

Алгоритм выполнения катетеризации мочевого пузыря мягким катетером у женщин:

I. Подготовка к процедуре:

1. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры.

2. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.

3. Вымойте руки. Наденьте перчатки.

4. Придайте пациентке удобное положение «полусидя» с разведёнными бёдрами.

5. Подстелите под таз пациентки клеёнку, поверх которой положите пелёнку.

6. Под ягодицы пациентки поместите судно.

7. Подмойте пациентку при помощи салфеток, зажатых корнцангом, движениями от лобка к анальному отверстию. Использованные салфетки сбрасывайте в судно.

II. Выполнение процедуры:

8. Обработайте наружные половые органы и отверстие мочеиспускательного канала раствором антисептика, движениями от лобка к анальному отверстию сверху вниз.

9. Смените перчатки на стерильные.

10. Вскройте упаковку с катетером.

11. Возьмите катетер первым и вторым пальцами правой руки, отступив от кончика на 3-4 см., свободный конец зажмите 4-5 пальцами этой же руки (можно использовать пинцет).

12. Полейте на слепой конец катетера стерильный вазелин.

13. Обнажите отверстие мочеиспускательного канала.

14. Введите катетер в отверстие на глубину 3-4 см. (до появления мочи).

15. Опустите свободный конец катетера в судно.

Рис.2 Катетеризация мочевого пузыря женщины

III. Окончание процедуры:

16. После выведения мочи, надавите на лобок, извлеките катетер.

17. Уберите ёмкость с мочой и остальные предметы.

18. Уложите пациентку удобно.

19. Обработайте катетер в соответствии с требованиями СЭР (отходы класса «Б»).

20. Снимите перчатки, вымойте руки.

21. Сделайте соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.

АЛГОРИТМ ПРОМЫВАНИЯ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ.

Алгоритм промывания мочевого пузыря.

I. Подготовка к процедуре

1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход предстоящей процедуры. Убе­диться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую про­цедуру.

2. Обеспечить конфиденциальность процедуры.

3. Опустить изголовье кровати.

4. Помочь пациенту занять положение на спине с согнутыми в коленях и разведен­ными ногами, предварительно положив под ягодицы пациента (пациентки) судно и ад­сорбирующую пеленку.

5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

6. Надеть перчатки.

II. Выполнение процедуры

1. Подмыть больную теплым (35 о ) раствором фурациллина или бледно-розовым раствором перманганата калия.

3. Смените перчатки на стерильные.

4. Вскройте упаковку с катетером.

5. Возьмите катетер первым и вторым пальцами правой руки, отступив от кончика на 3-4 см., свободный конец зажмите 4-5 пальцами этой же руки (можно использовать пинцет).

6. Полейте на слепой конец катетера стерильный вазелин.

7. Обнажите отверстие мочеиспускательного канала.

8. Введите катетер в отверстие на глубину 3-4 см. (до появления мочи).

9. Опустите свободный конец катетера в судно.

10. После выведения мочи катетер не извлекайте.

11. С помощью шприца Жане введите через катетер 150-200 мл теплого (37-38 о С) раствора антисептика.

12. Отсоедините шприц Жане от катетера, опустив катетер в судно.

13. Жидкость, введенная в мочевой пузырь начнет выливаться.

14. Повторить процедуру (п.11,12,13) до тех пор, пока выпускаемая жидкость не будет чистой.

15. Осторожно удалить катетер из мочеиспускательного канала, потянув катетер за свободный конец.

16. Удаляя катетер одновременно надавить на лобок, так чтобы остатки мочи омыли мочеиспускательный канал.

Читайте также:  Лечение воспаления слюнной железы (сиалоаденита) в домашних условиях, какие антибиотики применяют

17. Снять с кровати пеленку (клеенку с пеленкой) и судно

III. Окончание процедуры

18. Подвергнуть дезинфекции весь использованный материал

19. Снять перчатки, поместить их в емкость для дезинфекции.

20. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

21. Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской до­кументации.

Катетеризация мочевого пузыря у женщин

Применяют специальный женский катетер (короткий, длиной до 15 см). Положение больной на спине, с согнутыми в коленях и раздвинутыми ногами, между ног мочеприемник. Перед процедурой медсестра моет руки теплой водой с мылом, а ногтевые фаланги протирает спиртом или настойкой йода. Женщин предварительно подмывают или спринцуют, если имеются выделения из влагалища. Медсестра раздвигает левой рукой половые губы, а правой сверху вниз (в сторону заднего прохода) тщательно протирает наружные половые органы и отверстие мочеиспускательного канала дезинфицирующим раствором (фурацилин 1:5000, раствор сулемы 1:1000). Затем пинцетом берут катетер, облитый стерильным вазелиновым маслом, и осторожно вводят его в отверстие мочеиспускательного канала.

Стерилизация катетеров

Катетеры погружают в 3%-ный раствор хлорамина на 1 час, затем начинается предстерилизационная очистка катетеров: их ополаскивают водой в течение 0,5 минуты, затем погружают в моющий раствор (5 г порошка «Биолот» + 995 мл воды или 33%-ный раствор пергидроля — 15,0 мл + 5 г моющего средства + 980 мл воды) на 15 минут. Затем моют каждое изделие при помощи ерша — 0,5 минуты, ополаскивают катетер проточной водой в течение 3 минут — после применения порошка «Биолот»; 10 минут — при использовании порошка «Лотос» и ополаскивают дистиллированной водой.

Кипятят катетеры в 2%-ном растворе питьевой соды в течение 15 минут и ополаскивают в проточной воде — 10 минут (в дистиллированной — 3 минуты), сушат горячим воздухом при температуре 80—85 °С. Затем их стерилизуют в автоклаве в течение 45 минут (р = 1,1 атм, t = 120 °С).

Эластические катетеры стерилизуют в пароформалиновых камерах в течение 48 часов (на дно камеры кладут таблетки формальдегида).

Пункцию мочевого пузыря проводит врач при острой или хронической задержке мочеиспускания или когда невозможно выпустить мочу катетером.

Манипуляцию выполняют в условиях асептики. Медицинская сестра готовит стерильный перевязочный материал, инструменты, медикаменты. Во время процедуры она ассистирует врачу, следит за состоянием больного.

Оказание помощи медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря.

Онлайн-конференция идёт регистрация

«Особенности работы и пути взаимодействия школьного педагога с детьми с умственной отсталостью в начале учебного года»

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников
онлайн-конференции

8 – 10 сентября 2020г 19:00 (МСК)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ПМ. 04. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Раздел 3. Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий.

МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг.

Тема : Оказание помощи медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря.

Специальность: 34.02.01. Сестринское дело Курс: 2

(базовый уровень)

Купино 2016

Пояснительная записка

К методической разработке профессионального модуля Выполнение работ по профессии младшая медсестра по уходу за больными по теме: Оказание помощи медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря. Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний и умений по теме в ходе практического занятия студенты закрепляют полученные знания и формируют умения по теме: Оказание помощи медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности : 34.02.01. Сестринское дело (базовый уровень подготовки).

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

Читайте также:  Пролит инструкция по применения

определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;

выполнять лечебные вмешательства в пределах своих полномочий;

обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала

составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.;

способы реализации сестринского ухода;

технологии выполнения медицинских услуг;

факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

ПК 4.3 Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Методическое обеспечение занятия: Вопросы для контроля знаний, содержание учебного материала, задания для закрепления материала, алгоритмы выполнения манипуляций, тест – контроль.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала», (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№4), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№5), Подведение итогов (приложение №6)

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Оказание помощи медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря.

Место проведения кабинет доклинической практики

Продолжительность проведения занятия 270 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен: уметь о казывать помощь медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря.

2. Воспитательная: Воспитывать стремление к проявлению устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен уметь :

собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;

выполнять лечебные вмешательства в пределах своих полномочий;

обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и само ухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.; обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

Междисциплинарная интеграция:

Обеспечивающие: Здоровый человек и его окружение, Фармакология, Психология, Основы микробиологии и иммунологии, Гигиена и экология человека.

Обеспечиваемые: Пм 01.Проведение профилактических мероприятий, ПМ 02. Участие в лечебном — диагностическом и реабилитационном процессах , ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях

Внутри дисциплинарные связи: Основы профилактики внутрибольничной инфекции. Лечебно- охранительный режим как фактор, влияющий на безопасность пациента.

Методическое обеспечение занятия: Вопросы для входного контроля знаний, содержание учебного материала, задания для закрепления материала, алгоритмы выполнения манипуляций

Самостоятельная работа: конспект лекции, Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас», 16-е издание Ростов-на-Дону, «Феникс»

Схема по теме (алгоритм действия): «Подготовка пациента к проведению» катетеризации.

Перечень литературы:

Основная: Обуховец. Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас», 16-е издание Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011

Читайте также:  Кататония 4 группы причин, 4 общих симптома, методы лечения

Дополнительная: С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела». Москва ГЭОТАР – Медиа 2011

Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1)

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

Использование активных форм опроса с указанием цели:

— фронтальный опрос с целью определения уровня знаний Разбор вопросов темы методом дидактической игры «домино»

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель- сформировать умения применения приемов психологической само регуляции

Словесный, (вербальный) метод обучения.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 4.3 ПК 4.6. (приложение

Цель: сформировать умения применения приемов психологической само регуляции

Выполнение студентами алгоритма манипуляций: Ролевая игра

Катетеризация мочевого пузыря у мужчин и женщин.

реализация ОК 14 (приложение №4)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

Осмысление и систематизация полученных знаний реализация

ОК 4; ОК5 (приложение №5)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения

Подведение итогов (приложение №6)

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

Т. П. Обуховец, О.В. Чернова Основы сестринского дела: Стр. 613-623

Схема по теме (алгоритм действия): «Подготовка пациента к проведению катетеризации».

Разбор вопросов темы методом дидактической игры «домино»

1.Вступительное слово преподавателя. Знакомство с правилами игры.

2. Проведение игры.

3. Заключительное слово преподавателя. Подведение итогов игры.

Игровая ситуация и распределение ролей :

В игре участвуют 10 человек. Каждый получает по 2 карточки — «домино». На одной половине карточки – вопрос, на другой – ответ. По очереди каждый участник зачитывает вопрос на своей карточке, все участники просматривают свои карточки – нет ли в них ответа на заданный вопрос. Если участник считает, что правильный ответ у него – он зачитывает его группе. Если группа согласна с его мнением — он выкладывает ответ на предложенный вопрос. Если все ответы правильны – «Домино» замкнѐтся, и будут использованы все карточки. Если «Домино» замкнѐтся, а карточки останутся – допущена ошибка. Игра начинается сначала.

Оценка . Если «Домино» замкнѐтся без ошибок с первого раза – групповая оценка «5». Если «Домино» замкнѐтся без ошибок со второго раза – групповая оценка «4». Если «Домино» замкнѐтся без ошибок с третьего раза – групповая оценка «3». Если «Домино» не замкнѐтся без ошибок с третьего раза – игра прекращается и выставляется групповая оценка «2».

Ожидаемые результаты: Групповое обсуждение возможных вариантов ответов помогает обучающимся устранить индивидуальные ошибки. При возникновении групповых ошибок ситуация проигрывается повторно, и студенты сами находят правильный ответ. В результате нескольких повторов у обучающихся формируются прочные знания.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Ссылка на основную публикацию
Тест на беременность клеар блю
Я вижу размытую полоску на тесте на беременность. Беременна ли я? Английская версия рецензирована Dr Joanna Pike - фев 27,...
Температура после прививки АКДС и полиомиелита — сколько дней держится и что делать
Сколько дней после АКДС держится температура, нужно ли сбивать? Вакцинация детей – это доказанный способ предупредить тяжелые и опасные инфекционные...
Температура при ВСД пониженная, повышенная, субфебрилитет
Возможно ли повышение температуры при ВСД: ответы врачей Вегетососудистая дистония является весьма распространенным заболеванием, которое возникает вследствие расстройства связи между...
Тест на шизофрению онлайн, тест на определение шизофрении — ЦМЗ «Альянс»
Психологические тесты по картинкам с ответами на шизофрению Подобные психологические тесты существуют для оценки состояния психики на данный момент, а...
Adblock detector